Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Полёт «Чайки»: как появился и воевал самый тихий истребитель СССР

В довоенные годы советская авиация развивалась довольно стремительно, а в небо выпускалось огромное количество самых разных самолётов. Одним из них оказался первый советский истребитель войсковой серии под индексом И-153, который больше известен как «Чайка». И он вошёл в историю как самый тихий советский самолёт своего класса, а ещё и как машина, которая несмотря на моральное устаревание, всё-таки нашла своё призвание в суровые годы Великой Отечественной войны.

Истребитель с непростой, но интересной судьбой. /Фото: coollib.com

Истребитель с непростой, но интересной судьбой. /Фото: coollib.com



История этого необычного самолёта имеет точную дату своего начала - 13 октября 1937 года. Именно тогда руководство военно-воздушных сил от конструктора Николая Поликарпова получило проект нового, модифицированного истребителя под индексом И-153. За основу будущей «Чайки» он взял один из своих предыдущих самолётов, однако улучшил показатели по аэродинамике, используя на этот раз убирающиеся шасси, а также сделал более мощным вооружение машины - для этого применили два сверхскорострельных пулемета. Кроме того, предусматривалась защита летчика бронеспинкой, а также бензобак стал протектируемым.
 

Чертёж самого тихого советского истребителя. /Фото: techinsider.ru

Чертёж самого тихого советского истребителя. /Фото: techinsider.ru



Когда в 1938 году приняли решение о формировании единого конструкторского бюро на базе Московского завода №1, то именно там в итоге было запущено серийное производство нового истребителя, которое началось в 1939 году, на основе нескольких опытных образцов, выпущенных и испытанных ещё в августе-октябре 1938 года. Среди ключевых технических характеристик И-153 модно назвать двигатель М-62, мощность которого составляла 1000 л.с. - таким образом, машина развивала скорость до 430 км/час.
 

Модификации самолёта И-153. /Фото: blogspot.com

Модификации самолёта И-153. /Фото: blogspot.com



Первое боевое применение «Чайки», к слову, случилось ещё до начала Второй мировой войны - на них советские лётчики столкнулись с японскими в июле 1939 года, в ходе боёв на Халхин-Голе. Тогда они показали себя довольно хорошо, особенно с точки зрения маневренности и скоростных характеристик. Однако это продолжалось недолго: уже к моменту вторжения Третьего рейха в СССР он считался устаревшей машиной, не способной тягаться в качестве истребителя с тем же немецкими «мессершмитами» и «фокке-вульфами».
 

Несмотря ни на что, Чайке нашлось место на войне. /Фото: coollib.com

Несмотря ни на что, Чайке нашлось место на войне. /Фото: coollib.com



Однако на начальном этапе Великой Отечественной войны «Чайка» не была выброшена на свалку истории: внезапно в командовании ВВС поняли, что её можно успешно применять как штурмовик. И самолёт справился с этой задачей максимально - как лёгкие штурмовики они отлично проявили себя когда нужно было с большей точностью выходить на цель, да и при столкновением с истребителеями противника у «Чайка» оставались отличные шансы выстоять. Яркий пример такого применения И-153 были бои на Кавказе в 1942 году, где с их помощью успешно поражались точечные цели в виде зенитных орудий, прожекторов, отдельных огневых точек или транспорта.
 

Реконструкция И-153, современный вид. /Фото: wikipedia.org

Реконструкция И-153, современный вид. /Фото: wikipedia.org



Другим, довольно нестандартным применением для И-153 оказалось сопровождение ночных бомбардировщиков У-2. Данные тихоходные бипланы были в темноте довольно похожи, поэтому немцы знатно потеряли в своих ресурсах, когда вместо безобидного У-2 нарывались на отлично вооружённую «Чайку». Впрочем, уже к 1943 году её характеристики устарели настолько, что использовались теперь разве что при патрулировании или для разведки, но в воздушных боях уже не задействовались. Да и потеряно их было очень много: из выпущенных за два года 3437 экземпляров ни один не сохранился до наших дней.


Источник: https://novate.ru/blogs/210923/67492/
Опубликовал:
Теги: СССР самолёты вторая мировая истребитель чайка И-153

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Отличная заметка. Забыли только упомянуть, что как раз перед началом Халхин-Гольской операции в войска поступила модификация "Чайки" с крупнокалиберными пулемётами Березина. Летом 1941 года эти И-153БС могли весьма больно обижать не только нацистские бомберы, но и "Мессершмиттов" первых серий. Что регулярно и происходило, несмотря на господство немцев в воздухе.
Саныч
да и при столкновениЕМ с истребителЕями противника у «Чайка» оставались отличные шансы выстоять.
Денис
Браво! На удивление дельная статья.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Краткий полет «Чайки»: тест-драйв подарка Брежневу на 70-летие
Краткий полет «Чайки»: тест-драйв подарка Брежневу на 70-летие
12
Авто-Тема 10:00 10 мар 2022
Как советские летчики перевоспитали капризный американский истребитель
Как советские летчики перевоспитали капризный американский истребитель
7
Авто-Тема 10:38 14 мар 2019
Против Поликарпова. Истребитель И-185, или История подлости и предательства
Против Поликарпова. Истребитель И-185, или История подлости и предательства
17
Мужской журнал 10:00 06 июн 2019
Почему СССР не воевал на трофейных немецких Тиграх и Пантерах
Почему СССР не воевал на трофейных немецких Тиграх и Пантерах
40
Авто-Тема 21:52 28 фев 2019
Полёт в будущее: русский человек-легенда на страже Отечества
Полёт в будущее: русский человек-легенда на страже Отечества
5
Мужской журнал 09:00 08 окт 2021
«Забытый» в космосе после развала СССР
«Забытый» в космосе после развала СССР
3
Все о работе руками 17:49 13 июл 2023
«Дельта»: Самый престижный мопед в позднем СССР
«Дельта»: Самый престижный мопед в позднем СССР
0
Авто-Тема 19:17 19 ноя 2021
Самый бесстыжий поступок Брежнева
Самый бесстыжий поступок Брежнева
25
Ваши новости 16:00 31 мар 2019
Где в СССР появился первый секретный город
Где в СССР появился первый секретный город
0
Мужской журнал 08:01 24 дек 2018
Ту-114 СССР-76480: Необычная история эксплуатации самолёта
Ту-114 СССР-76480: Необычная история эксплуатации самолёта
5
Авто-Тема 19:50 02 янв 2022
В РФ появится самый крупный тракторный завод со времен СССР
В РФ появится самый крупный тракторный завод со времен СССР
27
Ваши новости 09:24 28 авг 2021
Карта: насколько велик тихий океан на самом деле
Карта: насколько велик тихий океан на самом деле
2
Мужской журнал 11:01 17 ноя 2020

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства