Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Почему за последние сто лет не появилось новых Ньютонов или Моцартов

Почему в последние десятилетия так туго с гениями? Безусловно, улучшения и открытия делаются чуть ли не каждый день, но прорывы уровня Эдисона или второго Пушкина стали дефицитом.

Почему доступность образования не взрастила новых светил
Грустный факт о человечестве: в 2000-х годах большая часть мира получила практически бесплатный доступ ко всему объёму знаний, но золотой век для науки и искусства так и не наступил.

Кажется пора выкинуть все теории о том, откуда берутся гении. Допустим, гениальность — только продукт генетики. Но тогда в прошлом веке должен был быть бум гениальности! Население Земли резко увеличилось, доступ к образованию возрос, часть расовых и гендерных барьеров рухнула. Хоть какой-то всплеск чисто статистически должен был состояться. Но нет.

Эффект прямо противоположный. Людей стало больше, а гениев — меньше. Подумайте, насколько редки настоящие всемирные гении в наши дни, и насколько все было иначе в прошлом. Есть ли кто-нибудь уровня Маркса, Дарвина или Льва Толстого, кто умер в последнее десятилетие? А за последние два десятилетия? За последние три? Или есть ли вообще кто-то из ныне живущих, кого можно было бы включить в этот список?

Найти неопровержимые доказательства упадка гениальности сложно — интеллектуальный вклад вообще трудно оценить. Даже само определение гениальности спорно. И всё же существует график количества гениев в разные эпохи:

График заканчивается на 1950 году. Синим — количество признанных ученых, красным — художников, разделенное на эффективное население (общее количество людей, имеющих образование и доступ, чтобы внести вклад в эти области).

Можно возразить, что очень умных людей по-прежнему много, но найти прорывные идеи гораздо труднее. Да, есть некоторые данные (пдфка от Стэнфорда) про дефицит идей, но и эта позиция не без изъянов. Но разве за последние 25 лет идеи настолько трудно найти, что даже взрыв свободного доступа к информации не помог? Плюс в отношении музыки или литературы аргумент про идеи совсем не убедителен.

Зависит ли гениальность от качества школ?
Нет. Исследования эффективности разных подходов к образованию говорят, что школа не имеет большого значения. Да, даже солидная и частная.

Вот почему: родители одержимы идеей пристроить детей в крутые школы. Но даже если сделать поправку на различия в способностях, посещение топовых школ не сделает разницы. Дети, которые просто не дотянули до проходного балла в эти школы, и дети, которые просто побили его, имеют очень похожие базовые способности. Они могут ходить в очень разные школы, но получат похожие результаты.

Важнее «способности перед поступлением». Посещение «сильной» школы в Чикаго или Нью-Йорке или Китае ничего не меняет в результатах образования. Как насчет частных и государственных школ? С поправкой на основные демографические различия — и это никак не влияет.

Морган Вестлинг, "Сельская школа"

В чем секрет эпохи гениев?
Есть единственный лучший способ обучения детей. Способ, который имеет четкий, очевидный и сильный эффект. Но проблема в том, что этот ответ неприемлем. Наилучший метод образования глубоко несправедлив и ставит в привилегированное положение тех, кто находится на самом верху социально-экономической лестницы. И это репетиторство (или тьюторинг) .

Современное репетиторство в основном заточено под подготовку к вступительным тестам типа ЕГЭ либо помощи неуспевающим. Но исторически репетиторство имело гораздо более широкие масштабы — это был основной метод раннего образования для элиты.

Это аристократическое репетиторство не было ориентировано на измеримые показатели. Представьте: репетитор и эксперт в своей области не только обучал ребёнка, но также вовлекал в интеллектуальные дискуссии и эксперименты. Эта традиция длилась тысячелетиями.

Примеры:
- У великого римского императора и философа Марка Аврелия было шестнадцать личных учителей. Примерно столько же учили и гения-математика 19-20 века Бертрана Рассела. А он до 16 лет даже не ходил в школу.

- В 1600-е и 1700-е годы одни аристократы обучали других. Например, наставником Вольтера был светский аббат де Шатонеф. А сам Вольтер стал учителем первой женщины-ученого и математика Эмилии дю Шатле.

- Ада Лавлейс, изобретательница первого алгоритма, в юности обучалась у Мэри Сомервиль, другой ранней женщины-ученого.

- Отец Карла Маркса в частном порядке обучал его до 12 лет, а официальное школьное образование началось только после.

- Даже Эйнштейн, сам считавший гениальность врождённой, имел несколько тьюторов по математике и философии.


- Моцарт обучался один на один со своим отцом (музыкантом и учителем музыки). Стиль преподавания отца Моцарта описывался как «гиперконтролирующий». Другого формального образования у него не было.

Примеров ещё много. Стоит только поглубже копнуть биографии великих и там непременно найдётся личный наставник, а то и несколько.

Что с теми гениями, кто не имел репетиторов?
Не утверждается, что репетиторство — единственный путь к гениальности. Например, математик прошлого века Рамануджан стал великим, хотя его отец работал клерком. Но если изучить его жизнь, то в доме Рамануджана жили студенты университета, которые давали ему книги, могли помогать в учёбе и создавать интеллектуальную среду.

Аристотель и его ученик Александр Македонский

Сложно проверить, были ли у гениев репетиторы. Об этом не принято упоминать, кроме как в подробных биографиях. Но стоит только поискать, и у исторических гениев обнаруживаются наставники и очень умные родственники. Именно с близкого круга начиналось регулярное знакомство с темами, выходящими за рамки детского возраста. А что в детстве круче, чем быть принятым в круг взрослых и впитывать их обсуждения?

Причина, по которой практически все светила наук были аристократами — у них единственных было время на умственное развитие. Но что, если дело не только в досуге, но и в стиле образования, который вышел из моды?

Уменьшение числа гениев, похоже, действительно совпадает с концом аристократии. Европа занимает важное место в истории гениев по многим причинам, но, возможно, и благодаря многовековым традициям воспитания.

Наше время: мясорубка школьной системы
Теперь рассмотрим нашу эпоху. Дети рождаются с некими талантами, затем их бросают в соревновательную школьную систему и тупую иерархическую бюрократию. Там они проведут большую часть своего взросления, вынужденные учиться в основном у своих сверстников, которые знают так же мало, как и они.

Если у родителей есть деньги — дети окажутся в чуть меньших классах, с чуть лучшими учителями и с чуть более умными сверстниками. Но структура образования будет той же самой.

Первыми настоящими интеллектуалами, с которыми большинство детей встречаются лично, являются их преподаватели в университете. Но детям уже 18, и они сидят на лекции с десятками или даже сотней других людей (как это бывает в Гарварде). Стоит ли удивляться, что такие методы не создают новых гениев? Мы изолировали детей от великих умов, и мы изолировали великие умы от детей.

Даже очень богатые люди отдают детей в школы, а наставничество — остаётся для малой части тех, кто постоянно путешествует либо имеет ребёнка с особыми нуждами.

Главный компонент успеха — вовлечение
Доступ к информации мало что значит в воспитании гения — возможно, почти ничего. Ни онлайн-курсы, ни учебники по математике на YouTube сами по себе не вызвали золотой век математиков. Исторически для гениальности необходимо раннее вовлечение в интеллектуальные предметы, а не доступ к ним.

Дети и молодёжь вовлекаются, когда индивидуально работают со взрослыми — тоже вовлечёнными интеллектуалами. Подумайте, каким влиятельным казался юному Эйнштейну его семейный наставник Макс Талмуд, передававший ему великие книги Спинозы и Евклида.

Увы, замещение школы репетиторством подчеркивает экономические привилегии. Но даже если расходы были бы посильными для высшего среднего класса, позволило бы государство существовать такой системе в крупных масштабах?

Но надежда есть: недавние исследования показали значительный эффект от обучения с помощью AI-репетиторов по сравнению с традиционными онлайн-курсами.

Заключение: образования стало больше, и оно стало хуже
Вещи, созданные вручную, всегда будут лучше массового производства. Скрипки Страдивари обладают превосходным звучанием по сравнению со партиями самых современных заводских скрипок.

Превратив образование в систему массового производства, мы создали превосходную демократическую систему, которая сделала большинство людей и весь мир в целом намного лучше. Это было правильное решение. Но мы потеряли самые элегантные и прекрасные умы, те самые умственные Страдивари, которые были созданы в процессе ручного труда.

В современном мире почти невозможно воспроизвести ситуацию, когда ребенок проходит путь от гувернантки, обучающей его нескольким языкам, до знаменитых ученых, преподающих ему высшую математику.

Нынешние интеллектуалы — итог бюджетного массового производства и всего лишь отзвук своих аристократических предшественников. Да, они достойного качества, и они служат своей цели. Но я не думаю, что мы можем их сравнивать.


Источник: Почему за последние сто лет не появилось новых Ньютонов или Моцартов
Опубликовал:
Теги: искусство наука знания образование ученые открытия гений гениальность прорыв

Комментарии (15)

Сортировка: Рейтинг | Дата
виталий
Наш век -- век усреднённых возможностей. Как это понимать? Приходят в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ школу и умные и не очнь дети, они должны обучаться по ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ программе, т.е. умный усваивает её легко, но не более, не очень умный -- со скрипом, на троечку. И всё всех устраивает. А если бы школы и институты имели по несколько, пусть не гениев, а очень увлечённых предметом преподователей, и чтобы эти преподаватели выбирали себе учеников с заметными задатками гения, то и сдвиг бы в сторону гениальности был заметен. Второй момент. Скорость, спешка, суматоха -- не самые лучшие помощники воспитания гениев. Кибитка, стук колёс на ухабах, скрип снега, медвежья шуба, бескрайние поля и леса при дальней дороге порождали тоску и уныние, а это выплёскивалось в прекрасные стихи и романсы, вообще в музыку. Гений и одиночество -- одно целое. Ум человека не должен рассеиваться в пространстве! Придавленный нуждой Сервантес жил в каменной конуре с дочерью-проституткой, и мог сочинять "Дон Кихота", а очень обеспеченные теперешние пИсатели в дворцах по 1000 квадатных метров стряпают сплошную галиматью. Вывод: Не усреднять обучение. Индивидуально заниматься со всеми, а показавшим необыкновенный интеллект обучение поручить гениям. Предпочтение отдавать мало обеспеченным детям, потому что туда валом попрут богатенькие бездари.
Борис
Виталий, наряду с автором статьи, в принципе, согласен с Вами. Подробнее см. мой комментарий.
Денис
Некорректная статья. Гений - в чём? В музыке? Прекрасно! А знал ли он, например, что такое дискриминант? Что такое сила тока? Или смог бы в химическом уравнении указать валентность элементов? Вот! Так что гениальность - очень относительное понятие.
Борис
Денис, интересное у Вас мнение! Тогда под гениальность подпадут единицы, например, Архимед.
Александр
Удивительно, что кому-то может прийти в голову потребовать от Моцарта знание химии, а от Ньютона умение музицировать...!
алексей, да, да алексей
УМ – ЭТО…
Никакая система: армия, завод, проектный институт, мэрия, Совет министров не поставит Умного человека на значительный пост. Чем умнее человек, тем менее вероятно, что он будет на высоком социальном уровне.
УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПРИНЦИПЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХОРОШИМ СПЕЦИАЛИСТОМ: КОЧЕГАР, ПАСТУХ, УЧИТЕЛЬ, ВРАЧ, ТОКАРЬ, МАТЕМАТИК, ПОЭТ!
Тесты IQ - полная ерунда. Эта пустая трескотня поможет определить Эрудицию, Логику, Сообразительность - верно, но при чем здесь УМ?!
По сути, Тесты IQ - это "наука психология" - болтовня без возможности что-то доказать или опровергнуть.
К тому же в тестах IQ нужно показать хорошее время, а ЛЮДИ БЫСТРОМЫСЛЯЩИЕ, как правило, неумны!
+++++++++++++
ОСТРЫЙ УМ – ЭТО?
Острый ум, как аналог остроумия, динамичности, всеядности, оригинальности (оригинальничания), которая доминирует!
ОСТРЫЙ УМ - ВСЕГДА НЕУМНЫЙ УМ, потому что он успешно "расправляется" с деталями, не видя главного.
Острый ум почти равновелико относится к явлениями разного качества...
Острый ум - это действие, но не отстраненность, неспешность, как то, без чего не может в принципе быть УМ!
Острый ум – всегда неумный ум, если острота ума является главным качеством ума, но настоящий УМ - всегда ОБЪЕМНОСТЬ, НЕСПЕШНОСТЬ И ОТСТРАНЕННОСТЬ, способность увидеть похожее в разном (синтез), никогда не погружаясь в детали!
Владимир Бабин
Статья откровенно не понравилась. На то несколько причин.
1. Конечно, гениям необходимо образование, возможно даже – репетиторство, но главное – собственный, не материальный интерес в данной области.
2. Потом, кого автор считает гением? Если взять спорт, то появляются немыслимые рекорды, о которых еще лет 50 назад даже мечтать было невозможно. Разве рекордсмены не гении?
3. Приведенный график – тоже не о чем! Сначала надо дать определение "признанного ученого или художника", а уже потом приводить график, да и ссылку на статистические исследования не плохо бы иметь. Как пример, сомневаюсь, что на Леонардо де Винчи ссылок было больше, чем на Ольгу Бузову. Однако, первый – признанный гений, а вторая – не очень хорошая певичка.
4. Фраза "Среднестатистический студент, обучающийся с репетиторам, показал результаты лучше, чем 98% студентов контрольного класса" вообще касается контрольного класса, а не гениев. Кто Ньютону рассказал про бесконечно малые, или кто дал ноты Лунной сонаты Бетховену? – никто!!! Потому они и гении
5. А кого автор называет гением? Лев Толстой, для истинно верующих православных христиан он не гений. Карл Маркс, для экономистов всего мира (за исключением, приверженных коммунистической идеи) вообще малоизвестный экономист 19 века.

И таких пунктов можно написать множество, по каждому предложению автора. Лично мое мнение – мир родил гениев за последние 150 лет огромное количество. В физике (особенно - квантовой), вычислительной технике – бумаги не хватит всех перечислить. А в живописи – только новых течений и техник появилось огромное количество взамен "статичному портрету и натюрморту". Если бы все было так, как пишет автор, то научно-технический прогресс замедлялся, а он ускоряется…
Ольга Ефремова
Проявить себя гению сейчас значительно сложнее : обычный объем знаний значительно вырос.
И проявляются не только гении , но и просто специалисты с неординарными способностями , в узкопрофильных областях знания. О которых, увы , мало кто осведомлен, помимо специалистов.
Ну и очень большой вред проявлению людей неординарных имеет определенный "социальный заказ " нашего времени : ребенку нет необходимости изучать предмет, ему хватает для оценки собственной исключительности иметь смартфон с интернетом. Ну а когда человек понимает, что нужно образование , время уже ушло...
Андрей
И если он что то такое придумает то 97% людей скажут бред сумасшедшего. А после смерти скажут он был гений.
Борис
Очень умная - глубоко умная статья! Автор - незауряднейший человек. Комментатор Виталий (см. выше) тоже хороший аналитик. Но даже на фоне такой статьи позволю себе высказать свое мнение. В частности, не возражаю против большой роли в последующей гениальности индивидуального обучения высокого уровня. Но больше склоняюсь к позиции упомянутого Виталия, что "ум человека не должен рассеиваться в пространстве!". Покажется смешно, но приведу свой скромный опыт - как только стал жить в индивидуальном доме, в тишине, то полезли мысли (но не шизофренические). Например, почему несмотря на миллиарды лет возраста планеты Земля В ЛЕСУ, ГДЕ КАЖДЫЙ ГОД ОПАДАЕТ ЛИСТВА (или периодически падают иголки) плодородный слой насчитывает от силы 10-15 сантиметров, а дальше глина? Почему? Ведь даже если перегнившая листва даст доли микрона прироста плодородного слоя в год, то за миллиард лет будут сотни метров чернозема (падение метеорита 65 миллионов лет назад сказалось не во всем). То есть возраст Земли, Солнца, Вселенной может быть другим! Это первое, а второе уточнение (не осмеливаюсь сказать - несогласие) к позиции автора статьи в том, что сейчас гениальности не очень-то без связей и положения дадут хода, "закидают" критикой. Так что в критериях гениальности нужно учитывать и позицию, выраженную упомянутым Виталием.
виталий
Борис, спасибо за признание моей точки зрения. Она оформилась у меня давно и не на пустом месте. Я родился и жил до 17 лет в сибирской деревне, мир познавал через книги и кино, и мне хорошо думалось и мечталось, когда я был в одиночестве. Потом я видел кабинеты Толстого и Пушкина, они были небольшие и в них не было ничего лишнего, даже яркого света. И теперь, когда показывают хоромы олигарха из хрусталя, мрамора и золота я не представляю, как можно быть человеком в этом холодном пространстве. Но я согласен и с Денисом в той части, что гении сейчас есть, и больше их в науке. Кто мог, например, предположить сто лет назад, что в области ДНК можно творить чудеса. В физике, химии, математике тоже. Посмотрите "Щелкунчика",что там творят детишки 7 лет на фортепьяно и скрипке! Автор же вопрос гения связал в основном с творчеством в музыке, литературе, поэзии, живописи.
виталий
Гением были люди, изобревшие таблицу умножения, алфавит, ноты. Моцарт хорош, но Чайковский сейчас ближе нам; Николаев -- так себе, Розенбаум -- совсем никто в музыке и поэзии, но он "народный". Время создаёт образ героя! Правильное время (общество) -- настоящие герои! Хреновое время мы сейчас переживаем.
Миша Смирнов
Нынешнее образование заточено на выпуск рабов. Чем тупее человек, тем больше работает и меньше задает вопросов, а государству именно это и нужно.
Юрий
Гений в науке должен найти решение какой-нибудь вечной проблемы: смысла жизни, определение материи, основного вопроса биологии ... Или открыть такую проблему, например, ошибочность 3-го закона Ньютона.
алексей, да, да алексей
ДЮЖИНА НОЖЕЙ В СПИНУ РЕВОЛЮЦИИ
Аркадий Аверченко

Может быть, прочтя заглавие этой книги, какой-нибудь сердобольный читатель, не разобрав дела, сразу и раскудахчется, как курица:
-- Ах, ах! Какой бессердечный, жестоковыйный молодой человек -- этот Аркадий Аверченко!! Взял да и воткнул в спину революции ножик, да и не один, а целых двенадцать!
Поступок -- что и говорить -- жестокий, но давайте любовно и вдумчиво разберемся в нем.
Прежде всего, спросим себя, положив руку на сердце:
-- Да есть ли у нас сейчас революция?..
Разве та гниль, кровь, дрянь, копоть, смерть и мрак, что происходит сейчас,-- разве это революция? Революция -- сверкающая прекрасная молния, революция -- божественно красивое лицо, озаренное гневом Рока, революция -- ослепительно яркая ракета, взлетевшая радугой среди сырого мрака!..
Похоже на эти сверкающие образы то, что сейчас происходит?..
Скажу в защиту революции более того -- рождение революции прекрасно, как появление на свет ребенка, его первая бессмысленная улыбка, его первые невнятные слова, трогательно умилительные, когда они произносятся с трудом лепечущим, неуверенным в себе розовым язычком...
Но когда ребенку уже четвертый год, а он торчит в той же колыбельке, когда он четвертый год сосет свою всунутую с самого начала в рот ножку, превратившуюся уже в лапу довольно порядочного размера, когда он четвертый год лепечет те же невнятные, невразумительные слова, вроде: "совнархоз", "уеземельком", "совбур" и "реввоенком" -- так это уже не умилительный, ласкающий глаз младенец, а, простите меня, довольно порядочный детина, впавший в тихий идиотизм.
Очень часто, впрочем, этот тихий идиотизм переходит в буйный, и тогда с детиной никакого сладу нет!
Не смешно, а трогательно, когда крохотный младенчик протягивает к огню розовые пальчики, похожие на бутылочки, и лепечет непослушным языком: -- Жижа, жижа!.. Дядя, дай жижу...
Но когда в темном переулке встречается лохматый парень с лицом убийцы и, протягивая корявую лапу, бормочет: "А ну, дай, дядя, жижи, прикурить цигарки или скидывай пальто",-- простите меня, но умиляться при виде этого младенца я не могу!
Не будем обманывать и себя и других; революция уже кончилась, и кончилась она давно!
Начало ее -- светлое, очищающее пламя, средина -- зловонный дым и копоть, конец -- холодные обгорелые головешки.
Разве мы сейчас не бродим среди давно потухших головешек -- без крова и пищи, с глухой досадой и пустотой в душе.
Нужна была России революция?
Конечно, нужна.
Что такое революция? Это -- переворот и избавление.
Но когда избавитель перевернуть -- перевернул, избавить -- избавил, а потом и сам так плотно уселся на ваш загорбок, что снова и еще хуже задыхаетесь вы в предсмертной тоске и судороге голода и собачьего существования, когда и конца-краю не видно этому сиденью на вашем загорбке, то тогда черт с ним и с избавителем этим! Я сам, да, думаю, и вы тоже, если вы не дураки,-- готовы ему не только дюжину, а даже целый гросс1 "ножей в спину".
Правда, сейчас еще есть много людей, которые, подобно плохо выученным попугаям, бормочут только одну фразу:
-- Товарищи, защищайте революцию!
Позвольте, да вы ведь сами раньше говорили, что революция-- это молния, это гром стихийного Божьего гнева... Как же можно защищать молнию?
Представьте себе человека, который стоял бы посреди омраченного громовыми тучами поля и, растопырив руки, вопил бы:
-- Товарищи! Защищайте молнию! Не допускайте, чтобы молния погасла от рук буржуев и контрреволюционеров!!
Вот что говорит мой собрат по перу, знаменитый русский поэт и гражданин К. Бальмонт, мужественно боровшийся в прежнее время, как и я, против уродливостей минувшего царизма.
Вот его буквальные слова о сущности революции и защите ее:
"Революция хороша, когда она сбрасывает гнев. Но не революциями, а эволюцией жив мир. Стройность, порядок -- вот что нужно нам, как дыхание, как пища. Внутренняя и внешняя дисциплина и сознание, что единственное понятие, которое сейчас нужно защищать всеми силами, это понятие Родины, которая выше всяких личностей и классов и всяких отдельных задач,-- понятие настолько высокое и всеобъемлющее, что в нем тонет все, и нет разнствующих в нем, а только сочувствующие и слитно работающие -- купец и крестьянин, рабочий и поэт, солдат и генерал".
"Когда революция переходит в сатанинский вихрь разрушения -- тогда правда становится безгласной или превращается в ложь. Толпами овладевает стихийное безумие, подражательное сумасшествие, все слова утрачивают свое содержание и свою убедительность. Если такая беда овладевает народом, он неизбежно возвращается к притче о бесах, вошедших в стадо свиней"2...
"Революция есть гроза. Гроза кончается быстро и освежает воздух, и ярче тогда жизнь, красивее цветут цветы. Но жизни нет там, где грозы происходят беспрерывно. А кто умышленно хочет длить грозу, тот явный враг строительства и благой жизни. И выражение "защищать революцию", должен сказать, мне кажется бессмысленным и жалким. Настоящая гроза не нуждается в защите и подпорках. Уж какая же это гроза, если ее, как старушку, нужно закутывать в ватное одеяло".
Вот как говорит К. Бальмонт... И в одном только он ошибается -- сравнивая нашу "выросшую из пеленок" революцию с беспомощной старушкой, которую нужно кутать в ватное одеяло.
Не старушка это,-- хорошо бы, коли старушка,-- а полупьяный, озверевший детина с большой дороги, и не вы его будете кутать, а он сам себя закутает вашим же, стащенным с ваших плеч, пальто.
ДА ЕЩЕ И НОЖИКОМ ТКНЕТ В БОК.
Так такого-то грабителя и разорителя беречь? Защищать?
Да ему не дюжину ношей в спину, а сотню -- в дикобраза его превратить, чтобы этот пьяный, ленивый сутенер, вцепившийся в наш загорбок, не мешал нам строить Новую великую Свободную Россию!
Правильно я говорю, друзья-читатели? А?
И если каждый из вас не бестолковый дурак или не мошенник, которому выгодна вся эта разруха, вся эта "защита революции",-- то всяк из вас отдельно и все вместе должны мне грянуть в ответ:
-- Правильно!!!
АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как появилось казачество?
Как появилось казачество?
20
Мужской журнал 09:00 25 сен 2020
Почему у берегов России появилось кладбище северокорейских кораблей
Почему у берегов России появилось кладбище северокорейских кораблей
3
Все о работе руками 14:37 16 мар 2023
Почему гидроусилители руля больше не применяются в новых автомобилях
Почему гидроусилители руля больше не применяются в новых автомобилях
20
Авто-Тема 11:00 03 май 2021
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
20
Мужской журнал 05:01 26 янв 2019
Как менялась Волочкова за последние 20 лет
Как менялась Волочкова за последние 20 лет
9
Мужской журнал 19:01 07 фев 2018
«Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши
«Продразверстка 2.0»: фискалы отберут у нищих россиян последние гроши
31
Ваши новости 14:16 09 мар 2021
Почему полиамория — не измена
Почему полиамория — не измена
28
Мужской журнал 15:52 06 июн 2018
Самые популярные кроссоверы и внедорожники в России за последние годы
Самые популярные кроссоверы и внедорожники в России за последние годы
0
Авто-Тема 16:10 31 июл 2021
Экономист Миркин предостерег от покупки новых квартир
Экономист Миркин предостерег от покупки новых квартир
8
Ваши новости 06:31 09 апр 2021
Япония вводит последние энергорезервы. Дальше - пушной зверь.
Япония вводит последние энергорезервы. Дальше - пушной зверь.
17
Ваши новости 12:46 14 янв 2021
Появилось видео удара Су-30СМ ракетой Х-35 по фрегату у берегов Сирии
Появилось видео удара Су-30СМ ракетой Х-35 по фрегату у берегов Сирии
6
Ваши новости 18:02 27 апр 2018
Как корабль с золотом, исчезнувший 500 лет назад, оказался в пустыне на другом конце Земли
Как корабль с золотом, исчезнувший 500 лет назад, оказался в пустыне на другом конце Земли
0
Читайте самую соль! 08:14 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства