Идея кажется здравой: раз уж самолёт может разбиться, почему бы не выдать каждому пассажиру парашют? Тогда во время аварии пассажир сможет просто выпрыгнуть из падающего самолёта, но всё не так просто. В гражданской авиация всё работает не так, как в кино или у военных, и парашют здесь не просто бесполезен — он опасен, неудобен и противоречит самой логике современных полётов.
Иллюзия спасения: почему парашюты не стали стандартом в гражданской авиации
Парашюты военного образца./ Фото: rg.ru
Сама по себе мысль, что в случае беды каждый сможет просто вскочить с кресла, нацепить парашют и выпрыгнуть из самолёта, звучит убедительно, особенно для тех, кто сталкивается с авиацией лишь как пассажир. Кажется, что при любой аварии достаточно открыть люк и прыгнуть, но в здесь всё устроено куда сложнее. Ни в одном современном авиалайнере парашюты не предусмотрены даже для членов экипажа, не говоря уже о пассажирах. Такое решение вызвано не чьим-то безразличием или экономией, а вполне объяснимыми обстоятельствами, в которых сочетаются физика полёта и особенности человеческой психологии.
Парашют замедляет падение./ Фото: culture.ru
Парашют — вовсе не универсальный инструмент спасения, как принято думать: в гражданской авиации он попросту не работает так, как хотелось бы. Чтобы понять почему, придётся рассмотреть целую цепочку причин, каждая из которых по-своему исключает использование парашютов в пассажирских самолётах. И начинается эта цепочка вовсе не в салоне, а за его пределами — в том, как устроен сам полёт, и как развиваются реальные нештатные ситуации в воздухе.
Технические ограничения: высота, скорость и конструкция самолёта
Сложенный парашют./ Фото: dzen.ru
Одной из главных преград становится высота полёта. Пассажирские авиалайнеры, как правило, летают на высоте около тридцати пяти тысяч футов, то есть примерно на уровне десяти с лишним километров. Там настолько разрежённый воздух, что человек без кислородной маски долго не протянет. Гипоксия развивается быстро, буквально за считанные секунды. Если человек потеряет сознание до того, как успеет раскрыть парашют, никакой спасательной миссии уже не получится. Не меньше сложностей вызывает и скорость, с которой летят современные лайнеры — порядка восьмисот–девятисот километров в час. Выйти из такой машины в полёте — всё равно что броситься навстречу урагану.
У военного лётчика парашют есть./ Фото: dzen.ru
Человека может отбросить в сторону, прижать к обшивке, швырнуть в крыло или стабилизатор. Даже если удастся избежать столкновения с конструкцией, удар воздушной волны способен нанести серьёзные травмы и даже привести к смертельному исходу. К этому добавляется и конструктивное ограничение самих самолётов: двери устроены таким образом, чтобы выдерживать разность давления, и просто так в полёте их не откроешь. Но даже если представить, что выход каким-то образом открыт, покинуть салон будет почти невозможно: проходы узкие, внутренняя компоновка плотная, а кресла расположены так, что быстро пробраться к выходу с парашютом на спине крайне затруднительно. И всё это — в условиях паники, шума и нехватки времени.
Практические аспекты: обучение, время и паника
Это требует опыта и соблюдения условий./ Фото: military-history.fandom.com
Даже если отбросить технические барьеры и представить, что у каждого пассажира под сиденьем лежит парашют, на этом проблемы не заканчиваются. Чтобы прыгнуть из самолёта и выжить, одного желания недостаточно — нужно уметь это делать. Прыжок с парашютом требует хотя бы элементарных навыков, которых у обычных людей не бывает. Ошибка в момент выхода, неправильное раскрытие купола или неверная посадка могут обернуться серьёзными травмами, особенно в стрессовой ситуации. В реальной аварии времени на инструктаж и организацию массовой эвакуации просто нет.
В салоне авиалайнера очень тесно./ Фото: markets.businessinsider.com/ Фото: b37mrtl.ru
Даже экипаж, прошедший длительную подготовку, не всегда способен быстро скоординировать действия в нештатной ситуации. Здесь же речь заходит о сотне растерянных людей, пытающихся надеть незнакомое снаряжение, пробраться с ним к выходу и совершить прыжок, причём всё это на фоне звука сирен, тряски и ограниченного времени. Психологический фактор только усугубляет ситуацию: в критические моменты большинство людей теряет способность рационально мыслить. Паника охватывает салон мгновенно, и любая попытка организовать порядок может захлебнуться в хаосе. Даже те, кто в обычной обстановке сохраняет самообладание, в настолько большом стрессе могут растеряться или впасть в ступор.
Экономические и конструктивные ограничения
Парашют может быть очень тяжёлым./ kprf121.ru
Даже если бы не существовало никаких технических и психологических барьеров, парашюты всё равно не стали бы повседневным элементом салона авиалайнера, это можно показать на примере простых расчётов. В зависимости от модели, один парашют может весить до 17-20 килограммов, а если на борту триста пассажиров, к массе лайнера добавляется немалый вес, что напрямую влияет на расход топлива и снижает рентабельность полёта. Авиакомпании борются за каждый килограмм, и такие потери не оправданы даже с точки зрения безопасности. К этому прибавляется и стоимость самого снаряжения.
Их хранение требует много места./ Фото: armedconflicts.com
Обеспечить каждое кресло парашютом — это не просто закупка, но и регулярное обслуживание, проверки, замены, плюс обучение персонала. Все эти расходы перекладываются на пассажиров, и билеты становятся дороже, но самое главное — всё это не приносит никакой реальной выгоды. Переоборудование салона под хранение парашютов тоже не проходит бесследно: устройства занимают немало места, и ради их размещения пришлось бы жертвовать комфортом, а в некоторых случаях — и количеством посадочных мест. В результате самолёт теряет в пассажировместимости, а значит и в прибыли.
Альтернативные меры безопасности и заключение
Замена парашютам./ Фото: pinterest.com
Вместо парашютов в гражданской авиации развиваются иные способы защиты. Здесь на первом плане — надёжность самой техники, многоуровневая система дублирования узлов и агрегатов, а также отработанные процедуры на случай любых неполадок. Салон оборудуется кислородными масками, системами оповещения и аварийной эвакуации, а экипаж регулярно проходит тренировки по действиям при чрезвычайных ситуациях. К тому же статистика говорит сама за себя: большинство происшествий в гражданской авиации происходят либо при взлёте, либо при посадке.
Парашют не предусмотрен./ Фото: pinterest.com
В эти моменты самолёт находится слишком низко для прыжка с парашютом и слишком быстро движется, чтобы подобная эвакуация могла пройти безопасно. В таких условиях именно чёткие действия экипажа и технологическая надёжность становятся ключом к спасению, поэтому парашюты так и остались вне пассажирской авиации. Не потому, что об этом не думали, и не потому, что хотели сэкономить. Просто все аргументы — от физических до экономических — говорят в пользу других, более эффективных и реалистичных решений. Безопасность пассажиров достигается не куполом за спиной, а тем, что вероятность катастрофы сведена к минимуму ещё до взлёта.
Комментарии (0)