Если посмотреть на большинство танков, то окажется, что дульного тормоза-компенсатора у них нет. При этом у подавляющего большинства артиллерийских орудий и самоходок ДТК есть. В чем же заключается принципиальная разница между танковыми и артиллерийскими пушками, а самое главное – действительно ли она есть в вопросе тех самых дульных тормозов-компенсаторов?
Советский танк Т-72. |Фото: aminoapps.com.
Смотрим на какой-нибудь отечественный танк Т-72 и не видим на его пушке ДТК. Смотрим на американский «Абрамс» или немецкий «Леопард», или почти любой другой современный основной боевой танк. Потом смотрим на какую-нибудь зарубежную гаубицу M777 или отечественную САУ Мста-С. Что мы видим? На пушке красуется тормоз-компенсатор. Казалось бы, все просто: у танков нет, у САУ и пушек есть. Но на самом деле нет, все совсем не просто. Берем какой-нибудь танк «Тигр» времен Второй мировой войны и у него ДТК уже есть, также как и у советского ИС-2. Дальше смотрим на какую-нибудь советскую 203-мм гаубицу образца 1937 года или САУ 2С7 «Пион» - у них ДТК нет.
А вот танк ИС-2. |Фото: livejournal.com.
Как уже можно было догадаться, наличие или отсутствие ДТК на пушке никак не связано с тем, что именно за машина перед нами: танк, САУ, гаубица или пушка. Чтобы лучше понять подлинную причину, сначала нужно понять зачем устройство-компенсатор нужно в принципе. Главное назначение компенсатора – это уменьшение отдачи огнестрельного оружия за счет отвода кинетической энергии пороховых газов, идущих вслед за выпущенной пулей или снарядом. Дульные тормоза бывают разных типов (активные, реактивные, активно-реактивные), однако назначение этих устройств не меняется.
САУ Мста-С. |Фото: ianed.ru.
В случае с ручным огнестрельным оружием ДТК позволяет уменьшать отдачу для повышения кучности, точности и удобства стрельбы. В случае со стационарным вооружением ДТК также позволяет сделать оружие безопасным для конструкции станка или машины. Простым языком: при слишком мощном выстреле, орудие может просто поломать лафет или шасси. Компенсатор позволяет избежать этого. Однако, здесь сразу возникает вопрос: почему в таком случае на некоторых артиллерийских системах его нет?
Ответ на самом деле прост: уменьшение отдачи может достигаться не только при помощи дульного компенсатора, но и при помощи других противооткатных систем. Например, у 2С7 «Пион» нет ДТК на стволе, зато есть опускающийся упор, который позволяет машине лучше опирать на грунт в момент выстрела. А вот Мста-С оснащена ДТК, зато вынуждена стрелять без дополнительного упора буквально с гусениц.
А вот САУ Пион. ¦Фото: heslav-kara.livejournal.com.
Таким образом, отказ или согласие конструкторов на использование ДТК на конкретном оружие диктуется комплексом причин, который проистекает из многочисленных технических решений в конструкции конкретной оружейной системы. При этом помимо плюсов, компенсаторы имеют и ряд минусов. Например, ДТК сильнее демаскируют стреляющего, а также создают проблему избыточных габаритов.
Комментарии (0)