Пищевые табу известны в истории каждого народа. Как правило, подобные запреты таят в себе сакральный смысл. На Руси с древних времен запрещалось употреблять мясо тех или иных зверей, птиц или рыбы. Список таких продуктов варьировался в зависимости от разных причин: временной период, регион, вероисповедание, семейный статус и т.д. Судя по всему, на тип питания обитателей русских земель влияли не только языческие культы или ветхозаветные запреты, но и экономическая составляющая вместе с недоверием к нетрадиционным продуктам.
Конина и предательство
Конь - друг и помощник. / Фото: www.darminaopel.ru
Большинство исследователей считают, что запрет на употребление конины, в отличие от телятины, связан с культурными традициями русских. В былинах конь упоминается, как друг и боевой соратник легендарных воинов-богатырей. К своим скакунам они относились с особой учтивостью. Если брать во внимание бытовую составляющую, то крестьянин и кобыла представляли собой одно целое в весеннюю пахоту. В этом случае лошадь тоже выступала хозяину незаменимым помощником.
Свою роль сыграл и ветхозаветный запрет на употребление в пищу непарнокопытных травоядных, к коим лошадь и относится. Легенда о рожденном в хлеву младенце Иисусе толковалась на Руси по-своему. Поедание свиней люди оправдывали этой же историей. Народное поверье гласило, что лошадь помогала маленькому Христу, откапывая его из соломы, а свинья вела себя наоборот, закапывая новорожденного.
«Голая» осетрина
Рыбу без чешуи и морепродукты не ели. / Фото: www.superribka.ru
Это еще одно табу, которого строго придерживались православные жители Руси, опираясь на Ветхий Завет. В книге Левита и во Второзаконии указывается, что истинно верующий и почитающий Господа человек не должен есть рыбу без чешуи. Ее считали нечистой. Именно из-за такого запрета долгое время на Руси не ели «голый» улов - осетров, сомов и угрей.
По Ветхому Завету оскверненным являлся не только вкусивший такую пищу человек, но и даже лишь притронувшийся к тушке. Помимо такой рыбы категорически осуждалось употребление морских гадов и речных обитателей, также не имевших чешуи или перьев. К этой категории можно было отнести практически все: креветок, кальмаров, водных змей и др. Кроме того, Ветхий Завет предписывал православным есть только обескровленную пищу, что исключало блюда из сырой рыбы подобно японским и китайским традициям.
Такие пищевые запреты на Руси изменились к церковному расколу, инициированному в XVII веке реформатором русской церкви патриархом Никоном. После нововведений его авторства пересмотрели целый ряд привычных правил, в том числе и касательно пищи. Осетров и икру свободно употребляли с 17 века, но новые порядки, конечно, приняли не сразу. Отколовшиеся от новой Церкви старообрядцы остались верны прежним законам. Эти люди и сегодня употребляют только рыбу с чешуей.
Табу на медвежатину
Медведь-оборотень. / Фото: www.magmer.ru
В языческую эпоху медведь почитался, как тотемный предок людей. Образ человека-оборотня в медвежьей шкуре и соответствующее божество были популярны на Евразийском континенте. На Руси медведь считался покровителем семьи и плодородия, хозяином зверей и леса, духовным помощником человека и его же предком. Современные эксперты-язычники считают, что в слове «медвед» скрыто другое слово - «ведать». Это свидетельствует о вере народа в связь животного с потусторонними силами.
Даже после прихода христианства отношение к медведю еще долго не менялось. «Церковный устав» князя Ярослава Мудрого прямой запрещал поедание медвежатины, за что полагалось покаяние у митрополита и наказание от него же. Возможно, более поздний запрет на медвежатину был связан с последствиями заражения людей через медвежье мясо опасными паразитами. Подхватив трихинеллез, человека быстро начинал испытывать нарушения в работе нервной системы до разрушения внутренних органов и смерти. А бруцеллы из мяса приводили к менингиту и поражению сердца.
Благородная птица
Лебедям приписывали людские повадки. / Фото: www.emosurff.com
Птицу делили на чистую и нечистую. Одни виды не ели из соображений святости, другие – из-за негативной славы. К «нечистым» относили всех падальщиков (ворон, сорок, галок) и хищников (ястреб, сокол). В южных частях и на Поволжье действовал строгий запрет на поедание воробьев. Люди верили, что именно эта птица продлевала страдания Иисуса на распятии. А вот голубя считали птицей священной. Этого благородного представителя ассоциировали с христианскими добродетелями.
В отдельных регионах почитали ласточек, жаворонков и лебедей, веря, что это души умерших. До какого-то момента лебединое мясо часто встречалось на барских застольях. А с 17 века птица была исключена из рациона. Хотя скептики допускают, что просто всех лебедей перебили. Но по сей день известны образные сравнения птицы с человеком: ухаживание за самкой, лебединая верность и так далее.
Телятина как расточительство
Телятину не ели по разным причинам. / Фото: www.chebo.pro
В отдельных регионах не употреблялась не только телятина, но и говядина. Если кормилица и шла под нож, то чаще всего на продажу непринципиальным купцам. Необычный взгляд на корову берет корни в древнем язычестве, где животное почиталось едва ли не как в Индии. Но есть иная версия. По ней молодняк берегли исключительно из практичных соображений в контексте домашнего хозяйства. Убивать телёнка просто ради нежного мясного блюда считалось у крестьян расточительностью. Но такое правило позже обросло мистическим запретом.
Приезжавшие в Россию гости из-за рубежа отмечали, что коров и быков там очень много, видимо, именно потому, что телятина не употреблялась. Запрет исчерпал себя к концу 18 века, когда телятина стала появляться на столах зажиточных людей. Позже полезное мясо открыто употребляли и простые люди. Интересно, что в «Истории государства Российского» Карамзин называет одной из весомых причин непопулярности в России Лжедмитрия I его любовь к телятине, тогда считавшейся «заповедным, грешным яством».
Комментарии (4)