Наверняка многие уже успели обратить внимание на тот факт, что некоторые современные суда выглядят как какие-то плавающие утюги. Большинство из нас привыкло к тому, что корабль в большинстве случаев имеет нос совершенно конкретным углом… Однако, время от времени попадаются суда как будто «перевернутые» в этом отношении. Очевидно, что подобная конструкция была выбрана не забавы ради. Зачем же необходимо подобное техническое решение?
Сегодня таких кораблей все больше. |Фото: myskillsconnect.com.
Если корабль выглядит как плавающий утюг, значит в его конструкции используется так называемый «инверсный нос» (перевернутый, обратный). Сама по себе эта технология не является чем-то новым или инновационным. Впервые до инверсного носа в кораблях додумались еще в глубокой древности. Античные корабли с тараном на носу – это все та же самая технология. К слову, среди ученых до сих пор продолжаются споры о том, действительно ли тот самый «таран» был оружием. Использовались корабли с обратным носом и в другие эпохи. Похожая конструкция, например, использовалась в некоторых ладьях викингов.
Придумали обратный нос еще в глубокой древности. |Фото: rtek24.ru.
В очередной раз о старой технологии вспомнили уже в Новое и Новейшее время. Корабли с обратным носом активно конструировались в конце XIX века. Подобные суда принимали участие, например, в русско-японской воне, а затем в Первой мировой. Например, одним из таких боевых кораблей был броненосец Русского императорского флота «Слава». При этом в своем роде корабль был отнюдь не единственным. Используется обратный нос и сегодня. Подобных кораблей не много, однако время от времени суда с такой конструкцией все-таки появляются. В первую очередь на этом поприще конечно же можно вспомнить американский крейсер USS Zumwalt.
Широко использовались в первую мировую. |Фото: imghub.ru.
Как мы видим, технология инверсного носа появилась давно и используется на протяжении веков. Но зачем же она нужна? Все дело в том, что во время движения корабль «нагнетает» перед собой волну. Образующееся волновое сопротивление замедляет судно, а в случае с современным кораблями еще и увеличивает расход горючего. Преодолеть это сопротивления можно за счет изменения формы носа. Когда-то с этой же целью в начале XX столетия изобрели бульб – «луковицу», устанавливающуюся на кораблях с традиционным носом, предназначенную для борьбы со всем тем же волновым сопротивлением.
Американский крейсер Замволт. ¦Фото: defence-ua.com.
Но если все так, то почему же бульб или обратный нос не применяют на всех кораблях без исключения? Все дело в том, что проблема волнового сопротивления по большей части актуальна для судов, которые ходят в регионах с сильными волнами. Чаще всего это касается северных широт. Именно по этой причине особый интерес к такого рода судам проявляются в скандинавских странах, России и США.
Комментарии (2)