История военной техники полна примеров, когда блестящие на вид проекты оказывались лишними ещё до того, как покидали чертежи конструкторских бюро. Порой перемены в тактике или скачок технологий перечёркивали многолетние труды инженеров одним махом, а случалось, что сама концепция оказывалась устаревшей. Боевые машины разрабатывались для целей, которые к моменту их появления теряли актуальность, и на смену им приходила более современная техника, в то время как новая и перспективная, но морально устаревшая, отправлялась в долгий ящик.
Ставшая бесполезной СУ-100П
САУ СУ-100П./ Фото: topwar.ru
Когда советские конструкторы взялись за проект самоходной артиллерийской установки СУ-100П, они надеялись найти идеальный баланс между мобильностью и огневой мощью. Орудие калибра 100 мм размещалось в полуоткрытой рубке на базе лёгкого гусеничного шасси, благодаря чему можно было поддерживать пехоту и поражать бронетехнику противника с удобных позиций. Универсальная боевая машина могла оказать неоценимую помощь, особенно учитывая её мобильность и способность быстро выдвигаться на передовую.
САУ СУ-100П./ Фото: topwar.ru
Но именно в тот момент, когда СУ-100П была готова к серийному производству, артиллерия стала стремительно меняться. Появление реактивных систем залпового огня и противотанковых управляемых ракет обесценило концепцию мобильных САУ с полуоткрытыми рубками, а внедрение новых технологий сразу же повысило требования военных. Машина уже не могла выполнять поставленные перед ней задачи, и те естественным образом стали решаться при помощи других видов вооружений. В результате проект был заморожен, и вместо серийного производства СУ-100П осталась опытной машиной, символом переходного периода между старыми и новыми подходами к ведению боевых действий.
Устаревшее «Жало-С»
Жало-С./ Фото: wikipedia.org
Идея создать тяжёлую самоходную артиллерийскую установку «Жало-С» появилась, когда военные задумались о дальнейшей модернизации артиллерийских систем, таких как уже известная САУ «Акация». При этом ставка делалась на мощное 152-миллиметровое орудие, с помощью которого можно было поражать укрепления и живую силу противника на больших дистанциях. Также планировалось унифицировать новую технику с другими установками, чтобы упростить производство и логистику. По замыслу разработчиков, машина должна была сочетать в себе огневую мощь тяжёлой артиллерии с относительной мобильностью современных самоходок.
Жало-С./ Фото: parkpatriot.ru
Правда, к моменту завершения проекта концепция подобной техники стала утрачивать актуальность. Более совершенные образцы, вроде 2С19 «Мста-С», уже проходили испытания, демонстрируя гораздо лучшие результаты по дальности стрельбы, автоматизации и защищённости экипажа. К тому же требования к мобильности на поле боя возросли, а «Жало-С» выглядела слишком тяжёлой и устаревшей на фоне новых образцов. В результате машина не пошла в серию, уступив место более продвинутым разработкам, которые гораздо лучше вписывались в изменившиеся стандарты войны.
Слишком лёгкий M2 Medium Tank
Танк M2 Medium Tank./ Фото: pinterest.com
В конце 1930-х годов, когда США ещё только готовились к возможной войне, проект среднего танка M2 выглядел вполне достойно. Ключевым здесь было многоярусное расположение пулемётов, позволяющее вести круговой огонь, а слабое бронирование считалось приемлемым в условиях тех сражений, которые предсказывали американские военные аналитики. Основное вооружение ограничивалось короткоствольной 37-мм пушкой, что соответствовало довоенным представлениям о бронетехнике.
Танк M2 Medium Tank./ Фото: dzen.ru
Вот только с началом Второй мировой войны и особенно после молниеносного падения Франции стало ясно, насколько устаревшей оказалась концепция M2. Танкистам вермахта требовались подвижные и хорошо бронированные машины, а не громоздкие пулемётные платформы. В разработанном проекте было плохо всё: и вооружение, и защита. M2 не смог бы конкурировать даже с немецкими Panzer III, и США быстро переориентировались на новые модели, такие как M3 и M4 Sherman. В итоге M2 стал учебным пособием и так и не добрался до настоящего боя.
AMX-30 – французский минимализм
Танк AMX-30./ Фото: dzen.ru
Франция подошла к разработке основного боевого танка AMX-30 с учётом реалий того времени, когда на поле боя гораздо большую пользу могла принести мобильность в сочетании с подходящим вооружением. После поражения во Второй мировой и анализа новых угроз ставка была сделана не на броню, а на способность быстро передвигаться и на огневую мощь. Концепция предусматривала небольшую массу, высокую манёвренность и мощное 105-мм орудие, способное поражать тяжёлые цели за счёт более точного прицеливания, нежели лобовая атака на противника в броневом поединке.
Танк AMX-30./ Фото: flickr.com
К середине 60-х годов концепция наземного боя практически полностью изменилась, а расчёты на скорость перестали оправдывать себя в условиях реальных боевых действий. Советские танки, такие как Т-64 и Т-72, уже демонстрировали сочетание мощной брони и подвижности, а западные партнёры предпочли более тяжёлые и защищённые машины вроде Leopard 1 и M60. В итоге AMX-30 был заброшен, его возможности оказались недостаточными, чтобы выжить на поле боя и нанести существенный урон противнику.
Курьёзный и никому не нужный TOG II
Танк TOG II./ Фото: dzen.ru
Британский проект TOG II стал воплощением истинно консервативного подхода к бронетехнике. Опираясь на опыт Первой мировой, инженеры компании «The Old Gang» (TOG) разработали тяжёлый штурмовой танк, рассчитанный на прорыв укреплённых линий противника. Громоздкая конструкция с традиционной для начала века гусеничной схемой казалась уместной для штурма траншей и разрушенных городов, а установка мощного 17-фунтового орудия должна была компенсировать архаичный облик.
Танк TOG II./ Фото: warthunder.com
Тем не менее, к моменту появления TOG II военная тактика давно ушла вперёд. Маневренные бои, стремительные прорывы бронетехники и господство авиации сделали подобные машины попросту неактуальными. Испытания прототипа лишь подтвердили его моральное устаревание: громоздкий и неповоротливый гигант остался на полигоне, так и не попав в серию, а единственный экземпляр сегодня бережно хранится в музее как техническая редкость.
Слишком неэффективная ЗСУ-57-2
ЗСУ-57-2./ Фото: wikipedia.org
Советская ЗСУ-57-2 разрабатывалась в послевоенное время как средство прикрытия мотострелковых колонн от воздушных атак. Мощные сдвоенные 57-мм пушки на базе танка Т-54 выглядели внушительно и теоретически могли эффективно бороться с штурмовой авиацией, сохранившейся со времён Второй мировой. Простая конструкция и высокая скорострельность обещали стать её главными достоинствами в бою.
ЗСУ-57-2./ Фото: pinterest.com
Вот только техника активно развивалась, и авиация в том числе. Всё изменили появившиеся реактивные самолёты: скорость и высоты новых боевых машин оказались недосягаемыми для таких систем, а появление зенитных ракетных комплексов окончательно поставило точку на зенитных самоходных установках старой школы. ЗСУ-57-2 успела побывать в некоторых конфликтах, но её эффективность в реальном бою оказалась минимальной. Вскоре она уступила место более совершенным ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗРК.
Комментарии (0)