Сегодня средства индивидуальной мобильности в разных вариациях являются довольно популярным средством передвижения для тех, у кого нет водительских прав. Те же моноколёса сегодня многие расценивают как следующую ступень эволюции сегвея или гироскутера. Вот только в реальности концепция одноколёсного транспорта была реализована впервые больше 60 лет назад, причём в виде мотоцикла. Правда, ныне об этом почти никто не знает, потому что этот пионер среди моноциклов на полвека оказался спрятан подальше от людских глаз.
У моноколеса мог быть предок из Италии, если бы его не спрятали от мира на 50 лет.
Оказывается, один из кандидатов на статус первого в истории одноколёсного транспорта с силовой установкой появился ещё в далёком 1954 году. Создала его компания MV Agusta, которая специализировалась на изготовлении мотоциклов. Так и оставшийся в единственном экзепляре образец имел название Monomoto Superleggera, и позиционировался, очевидно, как более лёгкий вариант мотоцикла, который отличался от традиционного ещё и меньшим воздушным сопротивлением.
Уникальный одноколесный мотоцикл, созданный ещё в 1954 году.
Об особенностях конструкции «MV Agusta Monomoto Superleggera» не известно практически ничего, так как ни официальной информации о разработке, ни детального описания опыта эксплуатации попросту не сохранилось. Более того - даже толком непонятно, каким образом на нём должен был сидеть водитель, чтобы не падать. Впрочем, сегодня мир знает не только производителя, но и заказчика странного транспорта - им был Луиджи Бандини, гонщик из Италии.

Единственное сохранившееся фото Энцио и Луиджи Бандини с мотоциклом.
Судя по всему, мечтой Луиджи было участие на одноколёсном мотоцикле в гонке Милан-Таранто, однако амбициозные планы помешала осуществить трагедия. Во время одного из, вероятно, предварительных заездов, Бандини решил поприветствовать зрителей, махнув им рукой. Это оказалось огромной ошибкой - на транспорте с одним колесом образца 1950-х сохранение равновесия, видимо, подразумевало наличие двух рук на руле. В итоге молодой гонщик потерял управление, упал и получил травмы, несовместимые с жизнью.
Современный концепт-арт итальянского байка на одном колесе.
Этот печальный случай положил конец любому потенциальному развитию «MV Agusta Monomoto Superleggera» и его публичной истории вообще. Отец Луиджи, граф Энцио Бандини, не желая, чтобы с кем-то случилась такая же трагедия, как с его сыном, наложил полное вето на использование и даже изучение образца. В том числе для компании-производителя - превратить необычный частный заказ в серию они не могли. Сам же одноколёсный мотоцикл был заперт во владениях семьи Бандини и забыт.
«MV Agusta Monomoto Superleggera» на выставке после полувека забытия.
Так продолжалось ровно пятьдесят лет, пока в 2004 году американский любитель мотоциклов по имени Тодд Фелл не обратил внимание на остатки публичной информации об уникальном транспорте. Ему удалось найти потомков Энцио и Луиджи Бандини, которые рассказали, что все эти годы «MV Agusta Monomoto Superleggera» стоял в гараже одной из вилл, никому не нужный. Фелл уговорил их передать прототип ему, после чего о нём снова вспомнили. Одноколёсный мотоцикл сначала оказался на выставках, а потом его продали на аукционе анонимному частному коллекционеру.
Комментарии (0)