Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

На стыке частей света, эпох и культур. Республика Татарстан

Татарстан — один из наиболее развитых во всех отношениях регионов России, место уникального сплетения различных культур, традиций, конфессий. Это ещё и один из самых исторических регионов России, место, где происходили важнейшие для нашей общей истории события, память о которых исключительно важна и для настоящего, и для будущего.

Цвети, священная земля моя,

Да будет мирным твой небосвод!

Единый дом у нас, одна семья,

Живет в согласии наш народ.

Богатый мудростью седых веков,

Надеждой, верою ты нам стал,

И пусть хранит тебя моя любовь,

Моя Республика, мой Татарстан!

(гимн Республики Татарстан)

Домонгольская эпоха

Радзивилловская летопись. Заключение мира князем Владимиром с волжскими булгарами в 985 году. XV век. Источник: https://commons.wikimedia.org/

Сложно точно сказать, когда сюда, на берега Волги в её среднем течении, пришли первые люди. По всей видимости, это было в промежутке от 40 до 100 тысяч лет назад. Именно этим периодом учёные датируют старейшую обнаруженную стоянку людей, которая чудом не была погребена под водами Куйбышевского залива. Сегодня поблизости расположено село Бессоново Тетюшского района. Здесь, в краю живописных озёр, окружённых берёзовыми рощицами и ивовыми зарослями, когда-то начинал осваивать эти земли человек.

Земли современного Татарстана имеют уникальное месторасположение — здесь находится переходная зона между степью и лесными краями. Соответственно, племена, населяющие эти столь разные ландшафты, контактировали именно в этих землях. Со всех четырёх сторон света приходили люди, привносившие в эти места сначала скотоводство кочевого и придомового типа, а затем земледелие и прочие промыслы. Веками здесь господствовала финно-угорская культура, пока не произошло Великое переселение народов. С распадом гуннской державы на далёком Востоке значительная часть его населения не пожелала покориться китайцам, и двинулась на запад. Ждали перемены и Среднее Поволжье. В IV веке в эти места проникают племена балто-славянского происхождения, а в VII веке здесь появились раннебулгарские племена. Многие из них целыми племенами переселились сюда после распада их прародины, Великой Болгарии — государства, находившегося в Причерноморье и Приазовье. Именно булгары, создавшие первое в этих землях государство, стали центром объединения среднеповолжского населения.

Великая Булгария возникла в конце IX – начале X века, и быстро стала сильным и влиятельным в регионе раннефеодальным государством. Нахождение на Великом Волжском пути обеспечило его экономическую мощь, а принятие ислама стало объединяющим фактором разрозненных прежде племён, населявших эти земли, и укрепление взаимодействия со странами Передней и Средней Азии и даже Ближнего Востока. Поначалу Булгария находилась в вассальной зависимости от Хазарского каганата, но тот вскоре распался, и булгарский правитель — йылтывар — стал главой полностью суверенного государства.

Волжская Булгария с момента своего возникновения имела тесные контакты и с русскими княжествами. Отношения складывались непросто. В 964-969 годах киевский князь Святослав Игоревич предпринял свой известный восточный поход, в результате которого разорил часть булгарских земель. А в 985 году между Булгарией и Киевской Русью был заключён первый мирный договор. Но соседство ещё долго было проблемным, и мирное сосуществование не раз прерывалось кровавыми столкновениями. На рубеже X и XI веков в северной части Булгарии появилась Казань, быстро ставшая важным с оборонительной и экономической точки зрения пунктом. Придёт время, и именно она станет главным политическим, экономическим и культурным центром на огромных пространствах от Волги до Урала.

К XII веку Волжская Булгария подошла самым процветающим государством региона. Её города Биляр, Болгар, Кашан, Ошель, Джукетау, Сувар были известны далеко за её пределами. Биляр, булгарская столица, был одним из крупнейших городов во всей средневековой Европе.

Монгольское владычество

Руины города Биляра, разрушенного монгольскими захватчиками. Источник: https://commons.wikimedia.org/

О том, что на далёком востоке начались завоевательные походы монголов, в Волжской Булгарии знали, поскольку имели тесные контакты со среднеазиатскими государствами, первыми попавшими под удар захватчиков. Археологические исследования подтверждают, что в начале XIII века во многих булгарских городах были проведены работы по укреплению городов, в том числе и столицы — Биляра, который вообще стал одним из самых защищённых городов своего времени. Осознавая серьёзную опасность для себя, Булгария даже пошла на мир с соседним Владимиро-Суздальским княжеством, с которым враждовала десятилетиями. Благодаря этому владимирский князь Юрий Всеволодович расширил своё влияние в Поволжье и получил возможность основать собственный форпост на Волге — Нижний Новгород.

Война меж тем всё приближалась. В 1223 году войска Чингисхана разгромили объединённые силы русских дружин и кипчаков на реке Калке. Племена, населявшие междуречье Волги и Дона, снимались с насиженных мест и, гонимые ужасом перед полчищами завоевателей, бежали во владения Волжской Булгарии. Преследуя их, а заодно захватывая новые земли, монголы двинулись на Среднюю Волгу, где соединились с шедшими с востока войсками Джучи — сына Чингисхана. Столкновение с Волжской Булгарией стало вопросом самого ближайшего времени. Первая попытка захватить её оказалась для монголов неудачным — понеся тяжёлые потери, они были вынуждены отступить южнее. К новому походу Джучи решил подготовиться лучше, но не успел — в 1227 году он умер, а ещё через год не стало Чингисхана. Последнего сменил другой его отпрыск — Угэдэй, а улус Джучи принял его сын Батый. Угэдэй усилил войска своего племянника новыми силами с тем, чтобы окончательно взять контроль над Волго-Уральским регионом.

В условиях новой угрозы Волжская Булгария стала консолидирующим образованием, объединившим всех, кто не желал покоряться захватчикам. Булгары, кипчаки, аланы, мадьяры, сувары, йемеки и многие другие народности встали на защиту своей родной земли. Первые попытки Батыя напасть на земли Булгарии вновь провалилась — сначала он в 1229 году не смог взять города Саксин и Суммеркент, а в 1232 году такой же неудачей кончилась попытка захватить Биляр. Шёл уже одиннадцатый год войны, а Батый со своим воинством, по сути, топтался на месте, толком не получив никаких территориальных приращений. В 1235 году Угэдэй, обеспокоенный затяжным противостоянием, созвал Курултай, на котором окончательно было решено истребить непокорные поволжские народы. На будущий год начался общемонгольский поход, в котором принимали участие уже не только войска батыевского улуса, но и представители других монгольских объединений. Для того, чтобы сделать его возможным, Угэдэй увеличил налоги со всех своих владений, и обязал каждую семью выставить по одному войну — на тот момент беспрецедентная мобилизация. Даже многие Чингизиды лично приняли участие в этом походе — новой неудачи допустить им было нельзя. Именно поход, начавшийся в 1236 году, принесший столько горя и бедствий, более всего известен, поскольку оказался успешным для Батыя.

Монгольский военачальник Субэдэй первым делом разгромил племена йемеков, обезопасив свой левый фланг, а затем нанёс поражение мадьярам. После этого на нескольких направлениях крупными соединениями монголы двинулись на Биляр, осадили его и спустя полтора месяца жестоких боёв захватили, вырезав всё его население, как сказано в летописях, «от старца и до уного и до сущаго младенца и взяша товара множества, а город их пожгоша огнём и всю землю их поплениша». Потрясённые падением считавшегося неприступным главного булгарского города, другие города частью сложили оружие, частью пытались сопротивляться с отчаянием обречённых — но судьба и тех, и других оказалась одинаковой, их разорили и разграбили.

По итогам завоевания Волжская Булгария с мизерной автономией была включена в улус Джучи, более известный как Золотая Орда. Батый разместился в городе Болгаре, который менее пострадал от нашествия, лишь позже новую столицу — Сарай-Бату — он повелел создать южнее по течению Волги. Те, кто не был убит и не уехал, постепенно смешались с тюркскими народами, именно в результате этого процесса образовались такие этносы, как татары, чуваши и башкиры. Хотя и сегодня в Татарстане живут те, кто относит себя к этническим болгарским группам Поволжья.

А Батый тем временем не стал останавливаться на достигнутом и пошёл западнее, на русские княжества, разорив многие из них и поставив в зависимость от себя. Столько времени терпевший неудачи, правитель Улуса Джучи Батый стал самой влиятельной фигурой, добившейся почти полной независимости даже от великого хана. Наибольшего расцвета Золотордынское государство достигло в XIV веке, при ханах Узбеке и Джанибеке. Земли современного Татарстана оставались важными в экономическом отношении для правителей Сарая, здесь имелись десятки достаточно крупных по тем меркам городских центров. Трёхвековое владычество монголов стало определяющим в этногенезе татар, их материальной и духовной культуре. На Руси часто татарами называли вообще всё население Золотой Орды, а потом и многие другие этносы, образовавшиеся после её падения. В то же время в самой Орде татарами называли представителей военно-служилого сословия, и это было до известной степени почётным наименованием, потом уже распространившимся в качестве названия этносы.

Но Золотая Орда и в период своего расцвета раздиралась внутренними противоречиями, особенно клановыми дрязгами ради ханского престола. В 1360-е годы в ордынском государстве разразилась кровавая междоусобица, вошедшая в нашу историю под летописным названием «Великая замятня». В итоге после десятилетий усобиц, переворотов, интриг Золотая Орда распалась на несколько государственных образований. Одним из таковых стало Казанское ханство. Ещё в 1438 году свергнутый ранее с золотоордынского престола бывший хан Улу-Мухаммед со своим войском захватил Казань и провозгласил себя ханом в пределах Булгарского вилаята. Так началось столетие противостояния молодого русского государства и Казанского ханства.

Казанское ханство — от расцвета до падения

Картина А. Д. Кившенко «Взятие Казани». Источник: https://upload.wikimedia.org/

В 1439 году Улу-Мухаммед, едва утвердившись на казанском престоле, пошёл в свой первый поход. Ему удалось захватить и разорить Нижний Новгород, а затем осадить Москву. Но, не сумев занять Кремль, хан разорил все московские посады и повернул обратно. Спустя пять лет Улу-Мухаммед предпринял ещё один поход. 7 июля 1445 года в битве под Суздалем он нанёс тяжёлое поражение московскому войску, взяв в плен самого князя Василия II. Это, кстати, единственный случай в истории Московского государства, когда вражеское войско сумело взять в плен правителя. Лишь заплатив огромные откупные и согласившись отдать на кормление татарам ряд городов, князь был отпущен на свободу. Самая известная из уступок – передача Касимова, бывшего Городца Мещерского, переименованного по имени старшего сына Улу-Мухаммеда, в его владение — с тех пор существовало удельное Касимовское ханство.

Но Улу-Мухаммеду недолго пришлось праздновать победу. Уже вскоре по возвращении в Казань он скончался, по некоторым данным, его убил один из собственных сыновей Махмуд, который сам стал казанским ханом на последующие двадцать лет. При нём Казань окончательно сложилась как экономический и культурный центр края, совершенно оформилась структура ханства как государственного образования. Но всё более крепнущее русское государство не собиралось мириться с недружелюбной казанской политикой, и, стремясь обезопасить свои восточные рубежи, вначале пыталось привести к власти дружественного хана. В 1487 году Москва впервые послала свои войска с задачей взять Казань. Они нанесли поражение войску хана Ильхама в устье реки Свияги, а затем после полуторамесячной осады взяли город. Ильхам был отрешён от престола, вывезен в Россию и спустя некоторое время умер. Новый хан Мухаммед-Амин оказался, по сути, в вассальной зависимости от московских князей — даже жениться хан отныне мог только, испросив разрешения. Мурзы — татарская знать — были в ярости, и ничего удивительного, что спустя три года созрел заговор с целью привести на престол сибирского хана Мамуку из династии Шибанидов. Мухаммед-Амин своевременно узнал об этом и сумел при помощи русских войск упредить попытку своего свержения. Но тогда казанцы через голову своего правителя обратились к Ивану III, прося назначить новым ханом Абдул-Латифа, брата Мухаммед-Амина, совершенно потерявшего к тому времени авторитет. Сибирские ханы и ханы Ногайской орды меж тем не оставляли планов усесться на ханский престол в Казани. Нападения были неоднократны, и для защиты Казани в ней расположился русский отряд. В 1502 году, устав от Абдул-Латифа, казанцы вновь обратились к московскому великому князю, прося о замене его на прежнего, Мухаммед-Амина, что в итоге и было сделано.

Однако безоглядное доверие к Мухаммед-Амину сыграло злую шутку. Когда в Казань дошло известие о том, что дни Ивана III сочтены, он счёл, что прежние обязательства можно теперь не исполнять. К тому времени с Казанью были тесные торговые и военные связи, и в городе и вообще на ханских землях находилось множество русских, которые пали жертвой вероломного хана. В конце лета 1505 года казанское войско направилось выше по Волге и вскоре сожгло посад в Нижнем Новгороде. Однако прямо во время похода казанские татары поссорились со своими союзниками ногайцами, которые в отместку, отступая, разорили казанские земли. На будущий год новый московский великий князь Василий III направил против Казани войско, которое потерпело тяжёлое поражение, неудачей завершилась и вторая попытка наступать на Казань. В 1507 году должен был состояться очередной крупный поход, но Мухаммад-Амин, видимо, понимая, что на этот раз ему устоять не удастся, и прислал послов, предложивших замириться на старых условиях. Не желая продолжения кровопролития, Москва пошла на соглашение, и вплоть до смерти Мухаммад-Амина обстановка была спокойной. Перед своими хан подал мирное разрешение конфликта как собственную победу, и мог более не опасаться заговоров.

В 1518 году хан умер, не оставив наследника. Абдул-Латиф тоже к тому времени скончался, и выбор, кого дать Казани в качестве хана, у Василия III оказался небогатым. Он остановил свой выбор на малолетнем касимовском царевича Шах-Али. Сам он в полноценной мере управлять вверенными его власти землями управлять не мог, по сути, политикой Казанского ханства управляли русские посланники Василий Поджогин и Фёдор Карпов. Ситуация была нестабильной, татарское общество разъедало глухое недовольство. Ситуацией решил воспользоваться крымский хан Мехмед-Гирей. В 1521 году он направил к заговорщикам своего брата Сахиб-Гирея, и те, подняв восстание, перебили или пленили всех находившихся в Казани русских, после чего привели крымчака к власти. Шах-Али бежал в Москву. В том же году крымские татары, действуя в союзе с казанскими, произвели опустошительное нашествие на Русь, дойдя до Москвы и разорив все её окрестности. В итоге Василий III был вынужден согласиться платить дань. Правда, платить так и не стал, а сильно укрепил южные пределы русского государства, и на будущий год хан уже не решился совершать набег на северного соседа, тем более что у него начался конфликт с Астраханским ханством и Ногайской ордой. Кстати, в результате этого конфликта Мехмед-Гирей был убит, а ногайцы разорили всё Крымское ханство.

По сути, единственным врагом Московского государства оставалось Казанское ханство. Сахиб-Гирей совершал вылазки в русские пределы, безжалостно расправлялся с пленными и лелеял планы восстановить вассалитет над московскими князьями, как это было во времена Золотой Орды. В 1523 году было впервые решено поставить крепость как базу для будущих походов, поскольку к тому времени стало ясно, что, как ни договаривайся, восточное коварство и интригантство неистребимо, и ханство необходимо приводить в сущее бессилие. Для этого в устье реки Суры была выстроена крепость Василь-город (нынешний Васильсурск Нижегородской области). Но Сахиб-Гирею уже мало было одной Казани, и он уехал в Крым, где стал ханом вместо своего погибшего брата. А на Казанский престол ханом он посадил своего племянника Сафа-Гирея. Последующие почти два десятка лет его правления — история почти непрерывных войн с Москвой. В 1531 году его удалось было свергнуть, вернув на престол лояльного Москве Джана-Али, но через четыре года Сафа-Гирей вернулся на престол и возобновил антимосковскую политику. Второй раз его свергли в 1546 году, однако не прошло и года, как злобный крымчак вновь сидел на троне. Лишь в 1549 году правление Сафа-Гирея завершилось самым естественным образом — ввиду его смерти. Новым ханом был провозглашён двухлетний сын покойного — Утямыш-Гирей, регентом при нём стала его мать, Сююмбике.

Сын Василия III, Иван IV, был намерен окончательно решить казанский вопрос. Он предпринял несколько казанских походов. В 1551 году для решающего броска он приказал основать крепость Свияжск, у впадения реки Свияги в Волге. Тогда же удалось вернуть верного союзника Москвы Шаха-Али на казанский престол, но опять-таки ненадолго — по настоянию Ивана Грозного он отказался от ханства, и позволил управлять текущими делами вместо себя московскому наместнику. Мурзам и бекам во главе с Чапкыном Отучевым это не понравилось, и те подняли мятеж, провозгласив ханом Ядыгар-Мухаммеда. К тому времени было уже ясно, что замирения с русскими больше не будет — московский царь был настроен решительно. У Ядыгар-Мухаммеда, который в русских летописях звался Едигером, был шанс мирно присоединить свои земли к Московскому государству, но его же собственное окружение не позволило бы этого сделать. В итоге взятие Казани, предпринятое в октябре 1552 года, оказалось таким кровопролитным и обернулось таким числом жертв. Надо отдать должное — защитники города держались до последнего, погибнув почти полностью, в том числе погиб и приведший последнего хана к власти Чапкын Отучев. Ядыгар-Мухаммед же не горел желанием умирать ханом, предпочтя не только принять подданство Ивана Грозного, но даже и покреститься с именем Симеон. Московский царь обласкал своего недавнего врага, женил его и дал удел с городом Звенигородом. Пойдя на службу к русскому государю, Симеон-Ядыгар-Едигер даже воевал в Ливонскую войну, штурмовал крепость Озерище.

Так закончилась история Казанского ханства. Правда, Али-Акрам, брат царевны Сююмбике — той самой, имя которой носит знаменитая башня в Казанском Кремле — провозгласил себя ханом в городе Чалыме, в нынешней Чувашии. Ещё несколько лет бушевали стычки с теми, кто не желал покориться.

От царства к губернии

Панорама Казани на дореволюционной открытке. Источник: https://static.auction.ru/

Для управления Казанскими землями по указанию Ивана Грозного был создан Приказ Казанского дворца — своеобразное министерство, которое управляло посланными в новоприсоединённый край воеводами. Приказ имел весьма широкие полномочия, мог основывать крепости, распределять поместья и вотчины, собирать налоги и следить за соблюдением повинностей, распределять войска и вести судебные дела. Пожалуй, ни один региональный приказ не имел таких полномочий, причём он просуществовал вплоть до петровских реформ, то есть полтора века.

В регионе массово возводились города и крепости, оборудовались засечные и сторожевые оборонительные линии. В замирённый регион потянулись русские переселенцы. Татары были разделены на две основные группы — служилых, которые несли государственную службу, и ясачных людей, который платили специальный налог, ясак, а также несли государственные повинности. В регионе активно ведут работу духовные миссии, и немало татар приняло православие, образовав группу кряшенов. А бывшие мурзы, согласившиеся присягнуть России и пошедшие к ней на службу, влились в состав русской элиты — потомками их были такие известные дворянские роды, как Аракчеевы, Апраксины, Бибиковы, Карамзины, Юсуповы, Тенишевы и многие другие, давшие русскому государству, её армии, науке, культуре много славных представителей.

Основным хозяйственным занятием с XVI века в этих землях стало хлебопашество, вытеснившее подсобные промыслы. По Волге основывались новые города, быстро обраставшие посадами. Усиливалось экономическое и культурное взаимопроникновение между русским и коренным населением. И, хотя восстания время от времени происходили, носили они уже не религиозный характер, а были следствием распространения на эти земли крепостного права и вообще общероссийских порядков.

В 1708 году Пётр I провёл свою знаменитую административную реформу, создав Казанскую губернию. Казань стала центром огромных земель, много больше современного Татарстана — это всё Среднее и Нижнее Поволжье и Приуралье. Первым казанским губернатором стал Пётр Матвеевич Апраксин, один из ближайших соратников Петра. При нём в Казани появляются первые крупные промышленные предприятия. В 1714 году здесь основана суконная мануфактура, в 1718 году — адмиралтейство, а в 1719 году — кожевенный завод. Особенно важным для Петра было адмиралтейство. К заготовке леса для строительства флота массово привлекалось население — одних только татар было занято на этих работах к концу века более 700 тысяч человек.

Царская, а потом имперская русская власть несмотря на то, что приоритетную поддержку всегда оказывала православию, никогда не заставляла насильно принимать православие, хотя некоторые исследователи с этим не согласны. Конечно, построить карьеру в определённый период времени, дослужиться до высоких чинов было гораздо проще, имея в послужном формуляре пометку «вероисповедания православного», нежели «вероисповедания магометанского». Но в целом никого огнём и мечом не принуждали. Ко второй половине XVIII века возмущение больше вызывало усиление налогового гнёта. Недовольство в конце концов вылилось в участие поволжских народов, в том числе и татар, в крестьянской войне Емельяна Пугачёва. Последний, стремясь заслужить поддержку инородцев, обещал им всяческие блага, и немало людей пошло за ним, причём оказались гораздо более преданными ему союзниками, чем те же казаки, которые, как известно, и выдали своего атамана, желая заслужить прощение императрицы.

Участие коренных народов Поволжья в Пугачёвском бунте не могло не остаться незамеченным, и, возможно, послужило катализатором для Екатерины II принять меры к ослаблению тягот их жизни. В 1773 году она издаёт Указ о веротерпимости. В Казани и уезде наконец разрешают строить каменные мечети, а в 1788 году создают магометанское духовное собрание, ставшее руководящим органом над всеми мусульманскими общинами.

XIX век стал для Казани поистине золотым. Здесь открылись университет и духовная академия. В Казанском университете работали такие светила, как математик Николай Иванович Лобачевский, химики Александр Михайлович Бутлеров и Николай Николаевич Зинин, лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, медик Пётр Петрович Лесгафт. При университете были созданы уникальные библиотеки, лаборатории, музеи, своя астрономическая обсерватория, а также появился первый в России факультет восточных языков. Во времена Александровских реформ появились первые национальные учебные заведения, открывается первый татарский театр. Татарский народ обретают свою интеллигенцию.

Бойко развивалась промышленность и торговля, в которой самое активное участие принимали представители всех национальностей. К рубежу XIX-XX веков сформировались целые отрасли, на которых специализировались многие казанские предприниматели. Появились и настоящие индустриальные гиганты — стеариново-свечной завод братьев Крестовниковых, общество Алафузовских фабрик и заводов, Казанский пороховой завод.

События 1905 года возбудили общественную активность в том числе и в татарских кругах. Появляется первая татарская газета, первая политическая партия, выступавшая за создание татарской автономии, а в Государственной Думе татары работали в мусульманской фракции.

Советские годы

Первый блок в строительстве Камского автомобильного завода. Источник: https://kamaz-kmv.ru/

В годы Гражданской войны Казанская губерния стала одним из главнейших мест столкновения между Советской власти и её противниками. В начале 1918 года Казанский губернский Совет провозгласил создание Казанской Советской Рабоче-Крестьянской Республики, во главе которой стал большевик Яков Семёнович Шейнкман. Уже совсем скоро обстановка в регионе начала накаляться. В расположенной ниже по Волге Самарине противники большевиков объединились, свергли Советскую власть и провозгласили Всероссийский комитет учредительного собрания, более известный как Самарский Комуч. Одновременно поднял мятеж Чехословацкий корпус, свергнув власть Советов от Урала до Дальнего Востока на протяжении Транссибирской магистрали. Летом 1918 года создалась угрожающая обстановка — белые наступали на Казань, которая особенно привлекала их по той причине, что в городе осталась значительная часть золотого запаса Российской империи. В то же время силы Красной Армии оказались распылены, и Казань защищали только два полк и батальон — такими силами, да ещё при том, что город оказался наводнён подпольными антисоветскими офицерскими организациями, защищаться было решительно невозможно. 6 августа 1918 года оборона красных была прорвана, а на следующий день здесь была провозглашена власть Комуча. Однако первая радость у многих быстро сменилась разочарованием — белые так же, как и красные, практиковали бессудные аресты и расстрелы, насильственную мобилизацию в свою армию.

Однако Комуч оказался не способен организовать взаимодействие армии и тыла, а красные, подтянув силы, стали готовиться к контрнаступлению. Нарком по военным и морским делам Лев Давидович Троцкий прибыл на Восточный фронт, чтобы лично возглавить наступление. Вновь, как и при Иване Грозном, тихий, совсем захиревший к тому времени Свияжск стал свидетелем исторических событий, базой для броска на Казань. Бои под Свияжском имели поистине глобальное значение, ведь именно здесь рухнула белая идея похода на Москву. Посыпься Восточный фронт — и, возможно, не устоял бы Царицын, и две белые армии хлынули бы в центр России, сломив молодую красную республику. Но дальше Свияжска прорваться белым не удалось. Возможно, когда спустя десятилетия было принято решение о сохранении совсем пришедшего в упадок посёлка как исторического поселения, Советское руководство в первую очередь вспомнило о значении Свияжских боёв. Теперь это одно из самых посещаемых туристических мест Татарстана.

10 сентября 1918 года красные успешно заняли Казань. После этого в городе и губернии была восстановлена Советская власть. 26 января 1920 года на заседании Политбюро было принято решение о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Мечта поколений татарской интеллигенции сбылась — они получили собственную национально-культурную автономию в рамках Ленинской национальной политикии. 27 марта 1920 года был подписан Декрет об образовании республики. Осенью того же года прошёл I Учредительный съезд Советов Татарской АССР, где были избраны все положенные по тогдашнему государственному устройству органы власти — ЦИК и Совнарком.

Трудными были первые годы существования республики. Экономическая разруха, вспышки эпидемий и знаменитый Поволжский голод представляли собой целый воз непосильных проблем, для решения которых пришлось приложить огромные усилия. В годы Новой экономической политики в республики были созданы крупные промышленные объединения, при этом был довольно высокий удельный вес частного капитала — до 60%. Следом стартовала эпоха индустриализации и коллективизации — эпоха грандиозных, противоречивых, но выдающихся свершений. С нуля в республике были созданы целые отрасли, в том числе химическая, моторостроительная, машиностроительная промышленность. Казанский машиностроительный завод, фабрика киноплёнки «Тасма», завод синтетического каучука и сегодня являются достойными предприятиями, а для того времени это был настоящий прорыв. К концу десятилетия три четверти экономики Татарской АССР занимала промышленность. Обратной стороной медали стал окончательный слом традиционного уклада сельской жизни, выкачивание ресурсов из деревень, насильственная коллективизация. Более 20 тысяч семей были признаны кулацкими и выселены в необжитые районы. Однако темпы развития аграрного сектора всё равно были очень высокими, и уже в начале 1934 года Татарская АССР прикрепила к своему Знамени свой первый орден — орден Ленина.

В первые десятилетия Советской власти в республике пышно расцвели наука и культура. Имена писателей Галимджана Ибрагимова и Галиаскара Камала, поэтов Хади Такташа и Мусы Джалиля, композитороа Салиха Сайдашева и Назина Жиганова знали далеко за пределами республики. Появились новые национальные театры, творческие союзы, средства массовой информации, книгоиздательство.

В годы Великой Отечественной войны Казань стала местом эвакуации для множества промышленных предприятий. Здесь сложился, как бы сейчас сказали, кластер авиационной промышленности. Вместе с многочисленными заводами сюда были эвакуированы целые конструктрские бюро. Здесь работали Андрей Николаевич Туполев, Владимир Михайлович Петляков, Сергей Павлович Королёв, Валентин Петрович Глушко. Отсюда вышел один из лучших пикирующих бомбардировщиков своего времени Пе-2 — знаменитая «пешка».И сегодня в Казани работают крупнейший авиационные предприятия — Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова и Казанское моторостроительное производственное объединение, непрерывно расширяющие объёмы производства и ассортимент выпускаемой продукции.

Но не одной авиацией стала славна Казань. Здесь работал Президиум и многие институты Академии наук СССР, где трудились около 5 тысяч человек, в том числе такие знаменитые учёные, как: Сергей Иванович Вавилов, Лев Давидович Ландау, Виталий Лазаревич Гинзбург, Абрам Фёдорович Иоффе, Евгений Викторович Тарле.

Памятник Мусе Джалилю перед Казанским Кремлём. Источник: https://sch534.mskobr.ru/

В общей сложности в годы войны из Татарской АССР были призваны в армию около 700 тысяч человек. Около 350 тысяч из них не суждено было вернуться в родные места. Более 200 тысяч татарстанцев удостоены орденов и медалей, 225 стали Героями Советского Союза, 50 — полными кавалерами ордена Славы. Наиболее известны поэт, герой антифашистского Сопротивления Муса Мустафьевич Джалиль, последний защитник Брестской крепости Пётр Михайлович Гаврилов, выходец из крещёных татар, а также совершивший дерзкий побег из немецкого лагеря лётчик Михаил Петрович Девятаев.

После окончания войны Татарская АССР стала одним из самых развитых в РСФСР промышленных регионов. А на рубеже 1940-1950-х годов в этих местах началась промышленная добыча нефти. До открытия Самотлорских месторождений здесь добывалось более 70% нефти страны. В 1963 году в Казани начал работу завод органического синтеза — один из флагманов химической промышленности СССР. Большое внимание уделялось и развитию других городов, особенно Камскому территориально-промышленному комплексу, главными предприятиями котором стали Нижнекамский нефтехимический комбинат и Камский автомобильный завод в Набережных Челнах, знаменитый КамАЗ. Бурными темпами развивалась энергетика.

С началом Перестройки были разбужены нездоровые политические силы — появились те, кто предлагал повысить статус республики до союзной, уравняв её с РСФСР и другими государствообразующими республиками, а позже появились и откровенные националистические элементы. Города Татарской АССР захлестнули многочисленные митинги, на которых выдвигались идеи экономической и политической независимости — при этом никто не задумывался, что татарская экономика тесно интегрирована в общереспубликанскую, и без налаженных связей погибнут целые отрасли. В 1990 году была провозглашена Декларация о государственном суверенитете, которая, впрочем, была последствием такой же Декларации о государственном суверенитете РСФСР — а ведь именно в Казани Борис Николаевич Ельцин в ходе своего выступления 5 августа 1990 года произнёс свою знаменитую фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

12 июня 1991 года в Татарстане прошли выборы Президента республики, победу на которых одержал бывший первый секретарь Татарского обкома КПСС, председатель Верховного Совета Татарской АССР Минтимер Шарипович Шаймиев. В ту пору многим людям в республике, словно бы сошедшим с ума от стремительно меняющейся вокруг обстановки, от бесконечной нехватки всего необходимого, казалось, что с независимостью региона исчезнут все проблемы. На референдуме 62% избирателей проголосовали за суверенность Татарстана, и это был очень опасный момент — пример Советского Союза уже показал, что следом за одной республикой по «эффекту домино» посыпятся и другие. В этот момент Шаймиев проявил себя как мудрый и дальновидный политик, сумев добиться от российского руководства во главе с Борисом Ельциным широкой автономии, но оставив республику в составе федерации. Продуманная и взвешенная политика, проводимая им, позволила сравнительно быстро преодолеть последствия экономического кризиса и вывести Татарстан в числе лидеров экономического развития. В Татарстане официально провозглашён многонациональный статус общества республики, и можно сказать, что в регионе за прошедшие годы сформировалось полиэтническое и многоконфессиональное общество. Это регион новаторских проектов, стартапов в самых разных областях, площадка для проведения самых престижных культурных, спортивных мероприятий, научных конференций. Нет сомнений, что у него самые блестящие перспективы и в экономическом, и в научно-культурном, и в туристическом плане.


Источник: На стыке частей света, эпох и культур. Республика Татарстан
Опубликовал:
Теги: Казань регионы России республика Татарстан

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
алексей, да, да алексей
КАЙЗЕР ВИЛЬГЕЛЬМ И ЭТИ СТРАННЫЕ, СТРАННЫЕ ТАТАРЫ!
Так, Георгий Свиридов ненавидел Маяковского и Ахматову, считая их творчество надменным и чуждым русским, а их самих — приспособленцами. Он громит Мейерхольда за уничтожение русского театра (продолжатели его дела — Эфрос и Любимов). Композитор Шостакович у него — схематик. Русского в СССР почти ничего не осталось, вздыхает Свиридов.
И далее Свиридов продолжает: «Стихи Маяковского, так же, как и поэзия Ахматовой и других «избранных» (сами себя избрали) поэтов, дышит лютой сословной ненавистью к простонародному, переходящей у Мандельштама в ненависть ко всему русскому. Отсюда их органическая ненависть к Есенину, ко всякому народному Гению, в своё время: к Ломоносову, Кольцову, Менделееву».
.
АННА АХМАТОВА
Сразу, сходу, с полпинка начну с большой фигуры, крупняк, так сказать, осетровые пошли: Анна Ахматова. То-то жиды носятся с Анной Ахматовой, которая не спросив разрешения татар, записала себя в татары! На эту тему не раз весело, с развязным местечковым юмором как-то хохмили столичные (не какие-то там малоосведомленные местечковые) евреи на канале "Культура".
Потешались откровенно: как же подкреплено заявление Ахматовой о своем татарском происхождении, да никак, - сказала Анна Ахматова, что из татар она, с тех пор и значится татаркой, и попробуй возрази.
Мать Анны Ахматовой - Инна Эразмовна Стогова! Инна, напомню, сокращение от древнего еврейского имени Наина. Как тут не вспомнить, не сравнить Наину (Инну) Иосифовну Ельцину, которая правила своим всего лишь номинальным начальником влегкую, но, от этого не перестающим быть в услужении у евреев, - Борисом Николаевичом! Имя Эразм, вообще, с потолка взято или тоже имеет скрытый смысл?
Родилась она в местечковой Одессе. К ней с особой любовью и признанием относились: Дмитрий Лихачёв - большой "поклонник" Пушкина, Лидия Чуковская (Левенсон), Фаина Раневская, Натан Альтман, Марк Эрмлер, Анатолий Найман, Евгений Рейн, Иосиф Бродский и много, много им подобных. Или вышеперечисленные евреи рассудок потеряли или что-то не так с татарской поэтессой.
Сестер Анны Ахматовой звали Инна (Наина) - когда же отлипнет о евреев имя Инна (Наина – древнее еврейское имя), да никогда, была еще Ия - это что за зверь такой, и Рика (также Ривка) одна из форм имени Ревекка в языке идиш. Для сравнения: Рика Зарай - французская и израильская певица!
И своего, сына татарка Анна Ахматова, назвала типичным «татарским» именем Лева???!!!
О-ОЧЕНЬ СТРАННАЯ ТАТАРКА!
-------------------------------------------------------
ИЛЬДАР ЖАНДАРЕВ
Много лет выходит на ТВ передача "Интересное кино", где уютно устроились в качестве главных, "осетровых", Борис Берман и Ильдар Жандарев. Борис Берман любит поговорить, что он еврей, но, это лишнее - он является Членом общественного совета Российского еврейского конгресса, и Бориса Бермана в чукчи никто и не запишет, и не посмеет записать, но Ильдар Жандарев куда скромнее и реже заявляет о том, что он татарин.
Принимал участие Ильдар в передачах "Сериальный отдел", "Без протокола", "На ночь глядя", "Абзац", "Сюжет" и "Поцелуй в диафрагму" - ух, сколько же вылезло! Всегда вызывало удивление: как татарина допустили "избранные" к такой теплому и престижному месту, как телевидение: или татарин Ильдар Жандарев о-очень странный татарин или евреи сошли с ума - другого не дано. Но иногда "татарин" Ильдар проговаривается и заявляет, явно гордясь, что его папу зовут Вильгельм - Ильдар Вильгельмович Жандарев!
Д-аа, значит татарские дед с бабкой назвали своего сына, отца Ильдара, Вильгельм?! Ну, это уже кое-что, и даже более, чем кое-что: татарский сын татарина Вильгельма на еврейском телевидении!
Гм, гм, написал "татарин Вильгельм" и, естественно, тут же снова прочитал еврейскую безумную конструкцию "татарин Вильгельм" и поперхнулся, и долго, долго кашлял, и даже сердце прихватило... подумал прошло, но еще раз прочитал и снова зашелся лающим кашлем - гои народ впечатлительный, но, не уверен, каждый ли еврей железобетонный не закашляется от "татарина Вильгельма" - нет, не каждый! Значит будем кашлять всем миром, который, хотя бы, в момент кашля, не будет разделен на еврейский мир и нееврейский?!
О-ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ ТАТАРИН!
---------------------------------------------------------------------
РЕНАТА ЛИТВИНОВА
еще одна странная "татарка" - во всяком случае, она так себя называет - татаркой. Она - кинорежиссёр, сценарист, телеведущая: до чего же трескучий, отрепетированный жидовский набор, вроде, как еврей подался в пролетарии, чтобы на лудильщика выучиться, и жид-лудильщик хорошо делает все "лужу чайники, самовары, ночные горшки".
Она - уже Заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии России, двукратный Лауреат кинофестиваля "Кинотавр". Снялась более чем в 30 фильмах в качестве актрисы, была сценаристом 14 картин и режиссёром 6 «шедевров». Татарку Ренату чаще снимают в кино, чем какую-то еврейку Рахиль, ну, или, скажем, Суламифь, да, неужто, дело неладно в еврейских кругах или она все-таки не татарка?
Рената утверждает, что она в родстве с княжеским родом татар Юсуповых, а где княжеский род, там и икона стиля (из благородных она), и этой липучей наклейкой - икона стиля, наградили евреи Ренату пожизненно.
Она криком еврейским кричит против гомофобии, расизма, фашизма - стандартное еврейское клише, которое евреи применяют для разрушения нееврейской морали. Отвечая на вопрос журнала "The New Times" (ух, ты какой уровень!), выступила со словами поддержки в адрес гомосексуальных подростков.
Все это в духе Зиновия Гердта, который в передаче "Чай вдвоем" горячо с еврейским чувственным накалом клеймил фашистов, расистов, антисемитов, причем, ни одного нееврея интернационалист Зяма в передачу не пригласил, но на Зямовской передаче была регулярно, как нанятая, Лидия Федосеева-Шукшина, но это так, промежду прочим, - сегодня о татарах речь!
Кстати, при написании своего дипломного сценария во ВГИКе у Ренаты Литвиновой возникли проблемы с рецензентом, который негативно оценил уже почти готовую работу, обвинив ее в неумении говорить по-русски. Но, она в жюри, дает-раздает налево-направо интервью, и без нее ТВ экран, который является собственностью многострадальных, погаснет.
Ренату с ее слоновьим лексиконом фабричного существа и крайней неуклюжестью девочки на танцах в райцентре, я всегда мысленно называл "еврейкой-пэтэушницей". Русская речь Ренаты - это поругание русского языка, а на иврит татарская девушка Рената не потянет, но, может, бойко шпрехает на идише?
Но, как же телевизионным евреям нравится, чтобы она непрестанно вещала миру о стиле в одежде, культуре речи (?!), философии кино, да обо всем на свете, и, если евреям нравится, то татарка Рената вещает, вещает и вещает. Невольно вспоминаешь выражение, бытовавшее среди русской интеллигенции в начале 20-го века "еврей-всезнайка!"
Что могло подвигнуть ее сниматься в некрофилистском фильме-паранойе Киры Муратовой "Три истории", да вот так запросто: значит душевная потребность была. В фильме маленькая девочка травит крысиным ядом старика-инвалида, который ее, голую, долго рассматривает сальными глазками, которые так хорошо изобразил актер Табаков, как будто и созданный со своим вечно блудливым выражением лица для подобных иудейских шедевров! Вспоминается, показывали по ТВ, как актеры Табаков и Меньшиков жадно в засос, губы в губы, слились друг с другом в гомосексуальном экстазе...
ТАК И ДУМАЕШЬ, А НЕ ПОРА ЛИ КРЫСИНЫМ ЯДОМ ДЕГЕНЕРАТОВ, КРЫСИНЫМ ЯДОМ!
Ну, и такая мелочь, как еврейская фамилия ее матери - Литвинова. Для сравнения: девичья фамилия матери Собчака, одного из самых инициативных перестроечных евреев, - Литвинова.
Самый, самый, что ни на есть еврейский, что ни на есть добрый интернационалист-человеколюб Владимир Познер, проповедник свободного распространения наркотиков, признал татарку Ренату Литвинову? - неужто лед еврейского расизма тронулся?! Фото еврея Познера с татаркой Ренатой прилагаю, на котором еврейка Рената пожизненно блаженной улыбкой светит, а татарин Познер лысиной с любовью ей родной отсвечивает: интернациональное цветовое шоу!
Так и обмениваются: она ему улыбкой зайчик посылает, а он ей в ответ блеском черепа: еврейский пинг-понг!
О-ОЧЕНЬ СТРАННАЯ ТАТАРКА!
----------------------------------------------
БЕЛЛА АХМАДУЛИНА, еще одна «татарская» поэтесса бесцеремонно нарисовалась на гойском горизонте.
Её отец татарин, верим, пусть и татарин, даже и такое может быть, но мать?
Мать — «татарской» поэтессы было родственницей революционера Александра Стопани, еврея, члена РСДРП (1903), где неевреев не было.
Как же отметили Беллу евреи, захватившие власть в России в 1993 году?
- Государственная премия СССР — 1989 г.
- Премия Президента Российской Федерации — 1999 г.
- Государственная премия Российской Федерации — 2005 г.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени — 2007 г.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени — 1997 г.
- Государственной премии имени Булата Окуджавы – 2004 г.
Евреи написали о ней так: одна из крупнейших советских и российских лирических поэтесс второй половины XX века.
Свои Моисеи с Рахилями представили ее в 1998 И 2010 годах на соискание Нобелевской Премии В Области Литературы.
Как заявил литературный критик Дмитрий Быков (Зильбертруд), Ахмадулина стала поэтом уже в пятнадцать лет, что очумел что-ли?!
- Бэлла Ахмадулина – это Пушкин наших дней (уймитесь, картавые)!
- Сделала собственное продолжение «Горя от ума»… даже так?!
И заявила, не поперхнувшись, что уже в детстве «человечество я узнала с лучшей стороны».
И после школы сразу в газету – а кто принимал на работу?!
Продвигал татарскую поэтессу Евгений Винокуров (мать еврейка), Павел Антокольский (отец Гершон Мовшевич Антокольский и его мать Фрейда-Гитл Михл-Пейсаховна), и помогал печататься Бэлле Ахмадулиной, и многие другие еврейские кровно-племенные родственники.
В октябре 1993 года подпись Ахмадулиной появилась под «Письмом сорока двух» - призыв разогнать Парламент.
ПомЕрла наконец поэтесса, и Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.
КАКОЙ ШАБАШ УСТРОИЛИ, И НЕ СТЫДНО?!
В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии. Да-а, как иудейка, так и на небе живет и сверху на гоев плюет!
Поэт и литературовед Евгений Степанов (воспет евреями) полагал, что «Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы… У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы — неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов».
Дмитрий Быков (Зильбертруд): «Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление
Литературовед Ирина Снегова (Ираида Эпштейн) о татарке Бэлле: «Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач…", как просто, так и гениально!
«Творчество Ахмадулиной - это импрессионизм в живописи или Борис Пастерак наших дней», - литературовед Дмитрий Быков (Зильбертруд).
И Эльдар Рязанов (Шустерман) вставил песню на слова татарки Бэллы в фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Может ли быть «татарская» поэтесса нееврекой?!
Писатель Юрий Нагибина в своем «Дневнике» пишет, что разошелся с Ахмадулиной из-за ее «смелых сексуальных экспериментов».
А вот здесь бы поподробней про сексуальные эксперименты еврейки Бэллы…
-----------------------
ЧУЛПАН ХАМАТОВА - еще одна всего лишь татарка, или все-таки уже "татарка", но своя, и такая, такая родная кровинушка семитская иль хазарская, - не суть, но своя? Как девушка Чулпан подана с экранов жидовского телевидения? Она - талантище, каких свет не видывал! А далее все то же: гениальная со всех сторон: слева, справа... сзаду, спереду, гениальная - ну, хоть ты тресни!
"Татарка" Чулпан ударилась "вдруг" в православие, и еврейская всевидящая рать тут как тут решила уже окончательно назначить тов. Хаматову "своей"?! Действительно, православная татарка Чулпан - не прекрасный ли способ лишний раз убедить глупых гоев, что культурная сфера не полностью заполонена евреями, в нее допущены и православные татары: еврейский интернационализм, одним словом!
«Это Иудово племя. Уехать из страны и там гадить собственной Родине — чтобы таким образом получить какое-то положение в чужой стране», — отметил православный еврей, Родион Газманов.
Чулпан Хаматова, дала интервью одному изданию, в котором с гордостью заявила:
«Я, например, ненавижу Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться. Для меня это боль, кровь и страдание не только русского народа, но и немецкого, солдат и мирного населения других стран. Я в принципе ненавижу войны и ни одну из них никогда не поддержу. А если она всё-таки случится, то мне будет жалко все стороны конфликта».
Но, православная татарка - это такая же кошка с собачьей головой, как и толерантный еврей! Православная татарка и толерантный еврей - это алогичные нелитературно звучащие уродцы, которые стоят друг друга!
«Православная» Чулпан снялась в подлейшем 8-серийном фильме в главной роли. «Зулейха открывает глаза» — роман российской писательницы Гузель Яхиной , но, по сути, - это диверсия против татарского народа, эротические сцены в мечети: издевательство над исламом...
Представители духовного управления мусульман (дум) потребовали официальных извинений от создателей сериала "зулейха открывает глаза" по мотивам одноименной книги. Их возмутило использование имен российских представителей мусульманского духовенства, сообщает пресс-служба дум.
«Дотошные и небрезгливые зрители, из тех, кому хватило сил не бросить просмотр после первой серии, обратили внимание на феерический эпизод переклички ссыльных, которую проводят кровавые чекисты перед тем, как отправить несчастных арестованных татар на съедение живьём кровавому Сталину. Мордатый энкаведист выкрикивает фамилию-имя зека, а зеки покорно из толпы отвечают «Я!» В фильме это звучит так:
– Таджуддин Талгат! – Я! (для тех, кто не в курсе, Талгат Таджуддин – Верховный муфтий РФ)
– Гайнутдин Равиль! – Я! (Равиль Гайнутдин – председатель Духовного управления мусульман РФ).
– Марджани Шигабутдин! – Я! (Шигабутдин Марджани – крупнейший татарский богослов 19-го века, мухтасиб Казани, имам первой казанской мечети)
– Идрисов Умар! – Я! (Умар Идрисов – первый председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области)
– Пончаев Жафяр! – Я! (Жафяр Пончаев – бывший председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга)
– Габдрахимов Габдессалям! – Я! (Габдессалям Габдрахимов – видный оренбургский муфтий 19 века)
– Султанов Мухамедьяр! – Я! (Мухамедьяр Султанов – также видный оренбургский муфтий 19 века)
Такого богохульства не смог стерпеть уже российский муфтият, ставший невольным союзником коммунистов. Член Общественной Палаты муфтий Альбир Крганов отправил возмущённые письма в Правительство и Добродееву, запросивши объяснений.
Она - Народная российская актриса театра и кино (многим ли неевреям за последние годы жиды дали Народного или Заслуженного, но православной татарке дали?!), общественный деятель, ведущая актриса и заместитель художественного руководителя Московского театра "Современник". Одна из учредителей благотворительного фонда "Подари жизнь".
Сколько шума из ничего?! Нет, из чего, чего, чего!!!
Анна Франк - икона еврейского "страдания", обязательная для поклонения неевреев, которые должны страдать, не задумываясь, почему Анну Франк наделили особой привилегией - страдать?
Об иконе "Анна Франк" есть кое-что занимательное, пока не догадались иудейские главари упрятать "икону" (дневники Анны Франк) в одном из банков Израиля, но это отдельная тема, и такая интересная! Глянуть бы гоям на разные почерки одной и той же Анны Франк в одном и том же дневнике: дневник - один, а почерки разные?!
Захотел-таки писатель еврей Меир Левин слупить с папы Анны Франк деньгу за написание "дневников Анны Франк", но папа еврейской девочки Анны зажидил и решил не расставаться с еврейской деньгой, заработанной нечестным еврейским трудом и обратился Меир Левин в суд, и, в итоге, по решению нью-йоркского суда американскому писателю еврею Меиру Левину присудили $ 50.000, которые должен был выплатить отец Анны Франк в качестве гонорара за работу Меира Левина над созданием "Дневника Анны Франк".
Дело в том, что роль еврейки Анны Франк в театре, как оказывается, долгие годы играла ПРАВОСЛАВНАЯ ТАТАРКА ЧУЛПАН ХАМАТОВА.
Чтобы разрешить гойке даже прикоснуться к святым еврейским мощам (тема "Анны Франк"), ну, это смерти подобно для еврейского сознания!
Разве может быть допущена нееврейка, "православная татарка" Чулпан Хаматова, к святыням еврейской девочки Анны, которая промежду прочим болела женским гомосексуализмом, но, говорить об этом - антисемитизм, мы знаем.
НО ФАКТ ЕСТЬ ФАКТ: "ПРАВОСЛАВНАЯ ТАТАРКА" ЧУЛПАН ПРИЛИПЛА К ТЕЛУ НЕПРАВОСЛАВНОЙ ЕВРЕЙКИ АННЫ ФРАНК???!!!
О-ОЧЕНЬ СТРАННАЯ ТАТАРКА!
--------------------------------------------------------------
АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ - еще один татарин или не совсем татарин, но так, чуть-чуть татарин... понарошку, но, по названию только татарин, а что кроме названия?
Что же написано в Википедии про Улюкаева? Алексей Улюкаев - государственный и политический деятель, Министр экономического развития Российской Федерации, Государственный советник Российской Федерации 1 класса, заместитель министра финансов Алексея Кудрина. Соратник Егора Гайдара, был его советником в ельцинском правительстве при проведении экономических реформ 1990-х годов.
Ни слова о национальности родителей Улюкаева, но, неожиданно: дед-татарин был дворником. Но, на ТВ, то тут, то там... Улюкаев - татарин! Смысл этого ясен: Улюкаев - татарин, да еще и "из простых", дворовых татар. Обличьем Улюкаев - татарин и фамилия татарская - кто бы спорил, но "простой татарин" Улюкаев был приглашен в еврейское правительство Егора Гайдара, где не жидов вообще не было, и не могло быть!
С 1980-х годов этот странный татарин в дружбанах с Анатолием Чубайсом и Егором Гайдаром и другими знатными евреями, и эта дружба продолжается до сих пор!
Проще сказать, с 1993 года, - расстрел жидами Парламента, - Улюкаев ниже замминистра должности не занимал.
Игорь Сечин - один из самых, самых главных, что-то вроде терминатора неугодных. И по его решению, и по решению еще кое-кого удаляют из верхушки шутя...
Решили в тюрьму Улюкаева, значит в тюрьму, и пошел татарин Улюкаев по этапу греметь татарскими кандалами или, все-таки еврей Улюкаев греметь еврейскими кандалами, тихонько пританцовывая 7.40 (в кандалах не просто) и напевая Хаву нагилу. Одни евреи решили убрать ставшего неугодным другого еврея Улюкаева - такова рутина еврейской жизни, но все еврейское ТВ мгновенно встрепенулось, сочувствуя Улюкаеву, и зашлось привычным воем о недемократичной России и незаслуженно страдающем Алексее Улюкаеве.
После того, как определили "татарского" министра хлебать баланду и на нары, и кто же больше всех за Улюкаева рвал горло, еврейское демократическое и, конечно же, толерантное горло: Михаил Касьянов - совсем недавно председатель Совета министров (сейчас призывает удушить Россию санкциями?!), Алексей Кудрин - будучи министром, поехал в США и дал издевательское интервью о России, и Анатолий Чубайс не промолчал, он за Улюкаева горой, совесть еврея не позволила остаться в стороне, Ксения Собчак - еще одна не всегда тверезая «совесть нации», Григорий Явлинский - раньше Зампред Совета министров, о котором Жириновский как-то публично сообщил, что Гриша не один год провел в сумасшедшем доме и много, много других иудеев большого и не очень разлива.
Ну, если Ксения Собчак, выпятив жирные еврейские груди, пошла буром, защищая "татарина" Улюкаева - антисемиты расступитесь!
В марте 2023 года дал первое интервью после освобождения, в котором хвастливо и картаво подвывая, заявил, что стал ГЛАВНЫМ ЭКСПЕРТОМ В ФОНДЕ экономической политики имени Егора Гайдара.
Из еврейского кагала на нары, и также легко с нар в кагал!
О-ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ ТАТАРИН!
--------------------------------------------------------------
МАРАТ БАШАРОВ
Но, тут подкрался незаметно еще один «татарин», но, впрочем, очень, очень-таки заметно подкрался, потому что не мог он быть всего лишь татарином, но "татарином" - несомненно, а это объяснить никак не получится без понимания отношения евреев к неевреям.
О Марате Башарове написано в Википедии следующее:
Марат Башаров - актёр театра и кино, телеведущий. Заслуженный артист, Лауреат Государственной премии РФ. Родился в семье, не имеющей отношения к актёрскому делу.
- мать - повариха, отец - слесарь-сантехник
- Марат Башаров поступает на юридический факультет МГУ
- его брат, театральный критик, способствует получению роли в спектакле в театре "Современник"
- получение роли в театре "Современник"
- поступает в Высшее театральное училище им. Щепкина
- ведет передачу "Битва экстрасенсов", телешоу "Мистер и Миссис СМИ"
- снялся в 70 фильмах
- участвует регулярно в еврейских ТВ междусобойчиках
А теперь по порядку о "безумии" евреев, решивших "вдруг" принять в свою синагогу татарина Марата Башарова!
В конце 70-х был я вхож в редакцию журнала "Театральная жизнь", которая находилась на территории Богородице-Рождественского женского монастыря. Журнал "Театральная жизнь" - самый большой театроведческий "толстый" журнал в СССР, и выходил на шикарной финской бумаге два раза в месяц. Заправлял журналом некто Зубков - советская немалого ранга номенклатура.
Те немногочисленные театральные критики, неевреи, (и это в СССР!) сетовали, что почти все в сфере театральной критики захвачено евреями, и крайне сложно какую-либо статью опубликовать о театральных спектаклях в СССР (журнал всесоюзного значения), но, в первую очередь, в Москве, где евреи в культурной сфере - в театральной сфере (!) доминировали всецело и все делали, как обычно, чтобы немногочисленные неевреи, театральные критики, не смогли хоть что-то опубликовать! Но, это в советской время!
А совсем рядом с редакцией, метров 300, Сандуновские бани, где можно было не только физическую грязь отмыть, но и душевную скверну.
Товарищи евреи, ну, перестаньте быть расистами, - за 5000 лет не надоело? Давайте жить, как и все остальные народы! Вы-то мне товарищи, а я вам - нет, понимаю, но может что-то сдвинется вашем сознании, сомневаюсь, но надеюсь. И не евреям хочется, очень хочется не только уголь добывать или землю возделывать, но и находиться в искусстве, и высказаться об искусстве. Гою ведь тоже не терпится просто поговорить "на публику" и быть услышанным публикой. Подвиньтесь чуток из театральной сферы, а для этого - прямиком в Сандуны и смойте с себя хоть что-нибудь, и увидите, что гои - они тоже люди!
Возвращаясь к татарину, но уже театральному критику, брату Марата Башарова...
Возомнить себя можно и театральным критиком, ну, или на худой конец, Наполеоном... любить театр, мысленно представлять, каким ты увидел спектакль в театре и, как бы осветил его в своей предполагаемой статье о спектакле, но реально быть театральным критиком, который не будучи евреем, будет допущен в мир театра (всегда еврейский мир), когда своих евреев-театрописцев (театральных критиков), евреев-режиссеров, сценаристов, актеров столько, что не все даже "избранные" могут рассчитывать вкусить досыто у этой теплой театральной кормушки.
КАК НЕ ВСПОМНИТЬ ГЕНИАЛЬНЫЕ СЛОВА ФРИДРИХА НИЦШЕ, СКАЗАННЫЕ ЛЕТ 130 НАЗАД: "ЕВРЕИ - МОНОПОЛИСТЫ ТЕАТРА, НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ!".
Но, брат Марата Башарова (само собой татарин, если и Марат татарин, пока все логично?), сын поварихи и слесаря-сантехника, - театральный критик???!!! Причем с таким авторитетом и известностью в театральной сфере, что, как оказывается, достаточно было только его предложения, чтобы его брат Марат был принят в театр "Современник" (вдруг, с бухты-барахты, с еврейской бухты и в еврейские барахты), был утвержден на роль и играл в спектакле?! И пошло, поехало, а потом участие в 70-ти фильмах...
О-ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ ТАТАРИН!
---------------------------------------------------
А это небольшое историко-лирическое отступление не лирики ради, а чтобы еврейский кагал не обвинил меня в антисемитской лжи - о положении дел (неевреев) в театральной критике, которое я взял не "с потолка", но, информацию об этом реально вытащил из редакции! Фотографии Богородице-Рождественского женского монастыря обозначил стрелками - для усиления доказательной базы, так сказать.
Вход в монастырь обозначил красной (с внутренней зеленой) стрелкой. Входили на территорию кто хотел и как хотел. В кельях, во дворе, барражировали фигуры монахинь в черном. Старинное здание, в котором на двух этажах располагалась редакция журнала "Театральная жизнь" – дом обвел двойным зеленым прямоугольником с закругленными краями.
Здание, в котором была редакция журнала "Театральная жизнь", и по тем советским меркам - облупленный домишко, но именно так все и было. Рядом с другими кельями (обозначены красной стрелкой с внутренней голубой стрелкой) все затянуто бельевыми веревками, на которых в изобилии сохла одежда. Кельи в виде бараков были отгорожены штакетником на небольшие огороды, в которых несколько коз (именно коз, клянусь Иеговой, а до Кремля - рукой подать!) щипали траву, и множество кур для дополнительного питания.
В Википедии в сопроводительном комментарии сказано, что две монахини (видел монахинь гораздо в большем количестве) жили до конца 1970-х годов, но, на деле же, все это великолепие: монахини на мужском-то безрыбьи, сблизившиеся с козами (и козлами, если мужчин нет, желание есть!), сохнущим бельем и курами существовало, как минимум, до середины 1980-х годов, а до Кремля 15-20 минут ходьбы?!
Все видел своими глазами, клянусь Иеговой!!!
ЗУБКОВ, КОЗЫ И ЖУРНАЛ "ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", ВПРИДАЧУ...
________________________________________
Фотографии Богородице-Рождественского женского монастыря обозначил стрелками - для усиления доказательной базы, так сказать.
Все видел своими глазами, клянусь Иеговой!!!
"Театральная жизнь" - самый большой в СССР театроведческий черно-белый журнал. Выходил на роскошной финской бумаге два раза в месяц. Театралы разбирали его в киосках быстро, несмотря на то, что он был очень дорогим журналом.
Главный редактор журнала "Театральная жизнь" Зубков, человек, выше среднего роста с "отсутствующим" скучным лицом, всегда в сером костюме - номенклатура, так сказать.
В редакции подчеркнуто сухая атмосфера, в целом, тишина. До сих пор мысли о Зубкове ворочаются тяжело и безответно: Зубков был совсем дурак или Зубков был не совсем дурак? Только ЦК КПСС назначало главных редакторов "значимых" редакций и директоров больших издательств по всей стране, не отдавая на волю случая идеологию. А уж сквозь горнило ЦК не могло никак незамеченным проскочить что-то живое или хотя бы полуживое. Так что, если Зубков и был условно умным человеком, то его "ум" не мог быть опасным умом.
В редакции, в отделе писем (общение с народом) на первом этаже работало крайне оригинальное существо: что-то вроде нестареющей девушки Шапокляк. На голове вместо прически – черт поселился. Одета в черно-серое.
Морда озлобленной крысы. Всегда наготове красный заточенный карандаш для правки писем, приходивших в редакцию. Типичная старая дева, ненавидящая весь мир, но, в первую очередь, мужчин. Любимая тема: мужчины примитивны, мыслят ниже пояса, и им неведомо, какое очарование несут в себе театральные спектакли. В редакции много писем со всей страны от почитателей театра, и на все письма надо было отвечать.
Пришло как-то раз "особенное" письмо от человека, явно психически поврежденного, который известил редакцию, причем, в деталях, какое он испытывает сексуальное возбуждение, разглядывая фотографии балерин в статьях о балете или оперетте. Они - красивые на сцене, а в постели еще лучше, и, когда он читает очередной номер журнала, мысленно раздевает их, и все в живописных деталях и… щекотливых подробностях.
Театральные критики, в основном женщины, - народ злой, и решили, что такое письмо не может пройти мимо старой девы, и должна она обязательно над ним "поработать". Так письмо оказалось на столе у несчастной, выбранной женщинами-сотрудницами для экзекуции. Как рассказывали, дежурно нацепила очки, достала красный карандаш и начала "работать" с письмом. Подвел старую деву многолетний профессионализм: проштудировала она, похоже, треть письма, тренированной рукой делая красным отметки, прежде, чем дошло-доехало до критикессы, что же написано в письме.
Дико закричала, - рассказывали, - лицо покрылось красными пятнами - кто подсунул мне эту гадость! Возмущалась еще не одну неделю. Этого Настоящего спектакля, - не придуманного театрального, - хватило на долгие месяцы, чтобы сотрудники (точнее, сотрудницы) наслаждались, с удовольствием вспоминая детали "ответа на письма граждан".
В любой театр на любой спектакль - дневной или вечерний - кроме Большого театра и Театра на Таганке, билеты – пожалуйста, и, конечно, бесплатно!
Быть в "роли" театрального критика приятно, но и неловко
по-человечески: почти мошенничество. Даже при совершенно заполненном зале имеют право сидеть с комфортом театральные критики, потому что несколько замшелых старух весьма интеллигентского вида - билетеры именно так и выглядят в театре - услужливо принесут два стула - не должны «театральные критики» смотреть спектакль стоя. И, действительно, не напишешь хорошую статью, наблюдая театральное действо, не устроившись удобно на стуле, - ну, никак не напишешь.

http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s11/e0011550/index.shtml
Зубков, Юрий Александрович
Имя латиницей: Zubkov Yuriy Aleksandrovich
Пол: мужской
Дата рождения: 21.10.1914
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 00.00.1982 Возраст (68)
Знак зодиака: Весы
По восточному: Тигр
География: РОССИЯ, СССР.
Ключевые слова: знание, критик, литература, редактор, театр.
Ключевой год: 1958
----------------------------------------------------
Метро "Парк культуры" и театральное логово в бабском монастыре - объекты, далеко отстоящие друг от друга, но, главное - СОДЕРЖАНИЕ, ЕВРЕЙСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ!
Рядом с этой "исторической" станцией метро раньше находилось издательство "Прогресс", которое специализировалось на выпуске книг, вышедших из-под пера писателей социалистических и развивающихся стран - стран третьего мира.
Сотрудники этого издательства рассказывали весьма интересные вещи, скрытые от "советской общественности". Оказывается, писатели Румынии, Польши, Венгрии и других соцстран, книги которых решили издать в СССР, были, соответственно, не румынами, поляками, венграми и т.д, но, румынскими, польскими, венгерскими евреями, которым только и давали дорогу советские евреи!
В начале 90-х в русской печати появилась пространная статья, полная негодования, писателя Владимира Солоухина, об этом секретном феномене "интернационального коллективного творчества".
Он, в частности, писал, что мы, русские писатели, с большим трудом (70-80-е годы) добиваемся того, чтобы писатели соцлагеря были представлены коренными народами этих стран, но не горсткой евреев, проживающих в этих странах, которые, которые оттолкнув "местных", и выступали от лица оригинальных "аборигенских" народов, и, как это трудно выполнить, пробиться сквозь частокол еврейского расизма!
Что уж там театральная критика по сравнению с возможностью "стать писателем" - фитюлька паршивая!
Д-аа, татарин, брат Марата Башарова, театральный критик из семьи слесаря-сантехника и поварихи, которого "высокородные" евреи допустили в свой круг, вынужденно оставив за бортом еврейской любви, как минимум, одного еврея: вопрос, уходящий в небытие.
Каким правом евреи наделили себя выступать от имени татар, да и других народов? Имя этому праву - хуцпа! Стыдобуха, товарищи евреи, и еще какая стыдобуха! Татарин - это татарин, но, не еврейский татарин, как и не существует венгерских, польских, румынских евреев (на примере "интернационального" издательства "Прогресс"), но только евреи, проживающие на территории Венгрии, Польши, Румынии, и уж тем более не мог в принципе, ВООБЩЕ, В ПРИРОДЕ!!!, СУЩЕСТВОВАТЬ НЕМЕЦ - ЭТО КОТОРОГО АДОЛЬФ ЭЙХМАН ЗВАЛИ, - АРХИТЕКТОР ХОЛОКОСТА, НО ТОЛЬКО ЕВРЕЙ, КОТОРЫЙ И МОГ ТОЛЬКО ГОВОРИТЬ НА ЧИСТЕЙШЕМ ИВРИТЕ И ЗНАТЬ МНОЖЕНСТВО МОЛИТВ НА ИВРИТЕ И ИДИШЕ, А ЭТО С ПЕЛЕНОК, ЕВРЕЙСКИХ ПЕЛЕНОК, ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ, А НЕМЦЫ ЗДЕСЬ НЕ ПРИ ЧЕМ!
И татар, и русских, и чукчей еврей-преступник обязан спросить: а захотят ли татары, русские или чукчи, чтобы еврей прикрывался их именем... и у марсиан (это которые с Марса) обязан еврей спросить, а дадут ли согласие на подобное... и среди опарышей (это те, что в деревенском сортире) еврею нужно сделать социологическое исследование на предмет их согласия на употребление вполне себе приличного слова опарыш (которое, в такой ситуации, станет неприличным)... ну, и барабашки (которые в чулане) имеют абсолютное право не отдавать свое пока еще не запачканное бабарашкино имя (барабашечье?) в преступные руки еврея, который уж непременно, прикрывшись барабашкой, сделает очередное преступление, и весь мир будет считать барабашков ( барабашек?) преступными существами.
И главная черта евреев – это хуцпа. Объяснение слова "Хуцпа" из Википедии: "Хуцпа" - "свойство еврейской эстраординарной наглости, нахальности, хамства, злости и нетерпимости по отношению к другим".
НИ В КАКОМ ОБЩЕСТВЕ, КРОМЕ УГОЛОВНОГО, ЭТО НЕ ПООЩРЯЕТСЯ. ТОЛЬКО У ЕВРЕЕВ ХУЦПА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО. ЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ - ПРЕСТУПНОЕ ОБЩЕСТВО!
Иегова, уймешь ли ты когда-нибудь свою неразумную (точнее, безумную паству), - никогда, потому что тобой она и создана!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Народная стройка: взгляните на 9 самых необычных традиционных жилищ со всего света
Народная стройка: взгляните на 9 самых необычных традиционных жилищ со всего света
0
Все о работе руками 09:40 Вчера
Карамбола, мангостин, лонган и еще 10 необычных фруктов со всех частей света
Карамбола, мангостин, лонган и еще 10 необычных фруктов со всех частей света
0
Мужской журнал 11:00 22 сен 2021
О пророчестве про конец света: в Хевроне рухнул Дуб Авраама
О пророчестве про конец света: в Хевроне рухнул Дуб Авраама
4
Ваши новости 12:01 13 фев 2019
Овощи-экзоты: 14 культур, которые я советую выращивать
Овощи-экзоты: 14 культур, которые я советую выращивать
2
Все о работе руками 12:01 26 янв 2024
Каким «видит» мир объект, летящий со скоростью света?
Каким «видит» мир объект, летящий со скоростью света?
18
Мужской журнал 10:01 29 май 2021
40 впечатляющих фото со всего света
40 впечатляющих фото со всего света
6
Мужской журнал 02:01 19 фев 2022
«Внедорожный Авитаминоз-2021» провели в Республике Татарстан
«Внедорожный Авитаминоз-2021» провели в Республике Татарстан
0
Авто-Тема 17:25 01 июн 2021
Почему код региона Чеченской Республики поменяли с 20 на 95
Почему код региона Чеченской Республики поменяли с 20 на 95
1
Авто-Тема 12:52 19 май 2021
Донецкая народная республика прорвала блокаду Киева
Донецкая народная республика прорвала блокаду Киева
4
Ваши новости 00:01 20 фев 2018
Машина по имени Света
Машина по имени Света
0
Авто-Тема 09:12 12 июн 2021
Автомобильные номера России, Белоруссии, Казахстана, Украины, коды регионов
Автомобильные номера России, Белоруссии, Казахстана, Украины, коды регионов
4
Авто-Тема 15:25 01 апр 2019
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства