О судьбе этого удивительного человека сохранилось не много сведений. Не известны даже точные даты его рождения и смерти. Но, факт участия чернокожего уроженца Французской Полинезии Марселя Пля в Первой мировой войне в составе русской армии сомнений не вызывает. Как и то, что он был награжден двумя Георгиевскими крестами.
Родился Марсель Пля в девяностых годах девятнадцатого века где-то на островах Французской Полинезии. А в России оказался в раннем детстве по воле своей матери, она была принята няней в состоятельную аристократическую семью, вместе с ней в далекую холодную страну прибыл и сын Марсель.По одним сведениям это было в 1905 году, по другим – в 1907. Так Россия стала для него второй родиной.
Когда Марсель Пля повзрослел, он решил не возвращаться в Полинезию, а остаться в России. Он, так же как и его мать, некоторое время даже выступал в цирке. Более того, он женился на русской девушке и у них родился ребенок.
Парень увлекался техникой и даже получил права на управление автомобилем, таких специалистов в начале двадцатого века было немного.
Когда началась Первая мировая война Марселя в русскую императорскую армию призвать не могли, так как он не являлся подданным этого государства. Он должен был отправиться во Францию. Но, Марсель, давно привыкший к России, решил иначе — подал просьбу о принятии его в русскую армию в качестве вольноопределяющегося. Такие специалисты как Марсель Пля в армии были необходимы, молодого новобранца зачислили в армию водителем автомобиля. У вольноопределяющихся были определенные льготы – они сами могли выбирать для прохождения службы род войск, главное — иметь определенные навыки для этого и подходить по состоянию здоровья.
Как показывают дальнейшие события, специалистом Марсель был хорошим. Через некоторое время его переводят в авиацию, в экипаж легендарного русского аэроплана «Илья Муромец» с бортовым номером 10. Марсель Пля был назначен на должности стрелка и старшего моториста экипажа.
Первые аэропланы «Илья Муромец» были выпущены в России в 1913 году. Для того времени это был сверхсовременный самолет. В начале войны аэропланы были переданы в распоряжение Императорского военно-воздушного флота. А вот наличие специалистов, способных обслуживать эти аэропланы, было большой проблемой. Еще один показатель высокого профессионализма Марселя Пля. По легенде, Марселя выбрал в авиацию сам конструктор Игорь Сикорский, который искал грамотных «технарей» для авиации. Сначала его привлек внешний вид солдата. Но в разговоре выяснилось, что он не только владеет русским языком, но и хорошо разбирается в технике.
Один из первых полетов Марсель Пля совершил 13 апреля 1916 года, когда экипаж «Ильи Муромца» был направлен в район станции Даудзевас для бомбардировки укрепленных позиций неприятеля. «Илья Муромец» был обстрелян вражескими зенитками, получил множество повреждений, а командир экипажа поручик Авенир Констенчик был тяжело ранен. Спасти самолет от падения смог второй пилот — прапорщик Виктор Янковиус, он занял место командира, вывел самолет в горизонтальное положение и взял курс на родной аэродром. При посадке самолет развалился, в нем насчитали около 70 пробоин.
А сам Марсель Пля едва не погиб, еще находясь в воздухе. Когда был ранен командир, самолет вошел в штопор, Марселя выбросило в люк. Все посчитали, что он погиб, но, оказалось, что предусмотрительный полинезиец заранее привязал себя ремнем к креслу и некоторое время висел в воздухе на огромной высоте.
Более того, по рассказам членов экипажа, Марсель Пля смог выбраться на крыло и попытался приступить к ремонту поврежденного двигателя. После благополучного возвращения экипаж был представлен к наградам. Марсель Пля получил Георгиевский крест III степени и звание старшего унтер-офицера. Как было написано в наградном документе: «Вылез на крыло и в течение 20 минут производил исправление подбитых трёх моторов и помогал помощнику командира корабля благополучно довести корабль до аэродрома».
Несмотря на постоянный риск погибнуть, тяга к полетам у Марселя не пропала. Более того, он подает рапорт о зачислении его стрелком в экипаж более усовершенствованного аэроплана — «Илья Муромец Г-3». Конструктор Игорь Сикорский внес в него существенные дополнения, основанные на опыте военных действий. В частности, в хвостовом отсеке было оборудовано еще одно место для стрелка. Его и занял старший унтер-офицер Марсель Пля, получивший вскоре еще один Георгиевский крест.
В ноябре 1916 года экипаж поручика Лаврова, где служил Марсель, был атакован истребителями противника. Два вражеских самолета предприняли атаку русского аэроплана с тыла. А стрелком хвостового отсека являлся Марсель Пля. Снайпером он был хорошим, поэтому поручик Лавров и взял его в свой экипаж. В итоге, оба немецких самолета были сбиты.
После боя стрелок заявил, что самолет имеет существенные недостатки в конструкции. В частности, сиденье стрелка неудобно и мешает вести прицельный огонь. Конструктор Сикорский внимательно отнесся к замечаниям кавалера двух Георгиевских крестов. Сиденья стрелков начали делать складными.
Конечно, чернокожих воинов в русской императорской армии было немного, поэтому, Марсель Пля постоянно привлекал к себе внимание. А после двух наград простое любопытство сменилось уважением. В 1916 году о герое Первой мировой вышла даже статья в популярном русском журнале «Огонек». В ней сообщалось, что Марсель не только отлично владеет русским языком, но и, при необходимости, может выразиться крепко: «Марсель охотно говорит. Русским языком он владеет отлично, только окончания заглатывает. Любит щегольнуть солдатскими словечками, забористыми, как стручковый перец».
На этом сведения о полинезийце Марселе Пля, для которого Россия стала второй родиной, и которую он добровольно отправился защищать в годы войны, прерываются. Что произошло с ним после войны — неизвестно. Возможно, что во время революционных событий в России уроженец далекой Полинезии все-таки решил покинуть нашу страну.
Комментарии (2)