Некоторые события в истории отечественной авиации навсегда вписываются в историю страны. Особенно, если в тот момент удалось сделать фото или видеосъемку события, и эти кадры становятся известными практически всему миру. Именно таким событием в ноябре 1989 года стала первая посадка на палубу новейшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (сегодня «Адмирал Кузнецов») самолета Т-10К-2 – прототипа корабельного истребителя, созданного ОКБ П.О.Сухого на базе истребителя Су-27. Недавно эту машину удалось буквально спасти от полного уничтожения любителям авиации из российского клуба «Альбатрос Аэро» — легендарный самолет перевезен на аэродром Орешково в Калужской области, и сейчас идет процесс разработки его реставрации.
1 ноября 1989 года первая посадка Т-10К-2, выполненная летчиком-испытателем Виктором Георгиевичем Пугачевым открыла в нашей стране эпоху классической палубной авиации. Также рождению палубной авиации мы должны быть благодарны тогдашнему генеральному конструктору ОКБ имени Сухого Михаилу Петровичу Симонову (1929-2011): в нарушение всех распоряжений он принял решение о выполнении первой посадки на палубу под свою личную ответственность.
Кадры той посадки до сих пор гуляют по различным отечественным и мировым СМИ, а вот судьба самолета, золотом вписавшим свое имя и марку в нашу историю, оказалась нерадостной. Палубный Т-10К был построен в 1987 году. В первый полет экземпляр Т-10К-1 поднимал летчик-испытатель ОКБ Сухого Николай Федорович Садовников. После потери первого опытного самолета и катапультирования Садовникова, после которого он вынужден был оставить испытательную работу, большую часть полетов уже на самолете Т-10К-2 выполнял Виктор Георгиевич Пугачев.
1 ноября 1989 года этот самолет впервые выполнил посадку по-самолетному, с использованием штатных аэрофинишеров на палубу, а затем стал вторым отечественным истребителем выполнившим взлет по-самолетному, с использованием трамплина. Оба полета выполнил Пугачев. В тот момент казалось, что СССР уже начал получать классические авианосцы, ведь на заводе в Николаеве в высокой степени готовности находился второй ТАКР «Варяг», и ударными темпами строился первый отечественный авианосец с атомной силовой установкой «Ульяновск». Но последовавший развал СССР привел к тому, что «Ульяновск» был распилен на металлолом «независимыми украинцами», а «Варяг» после мутной истории в итоге оказался в строю ВМС Китая под именем «Ляонин».
Т-10К-2 был отправлен в Москву на опытное производство ОКБ имени Сухого. Планировалась его модернизация в прототип будущего Су-33КМ, но полная остановка финансирования оборонных проектов, случившаяся в 1992 году, поставила крест и на этих планах. Полуразобранный самолет перевезли из Москвы на аэродром Раменское и практически забыли о нем. Машина оказалась фактически никому не нужной.
Даже при создании коллекции парка «Патриот» у Министерства обороны России не нашлось желания получить легендарную машину для детища Сергея Шойгу и ныне арестованного его заместителя Попова. «Разбарахоленный» планер Т-10К-2 активно пытались получить себе фирмочки по разделке авиационной техники на металлолом, но в самый последний момент самолет удалось получить в своим руки ребятам из аэроклуба «Альбатрос Аэро».
В конце зимы 2024 года самолет был ночью перевезен на аэродром Орешково, и сейчас идет процесс разработки его реставрации. Работ предстоит предельного много, ведь за годы стоянки машина потеряла большую часть имевшихся деталей, да и в 1991 году часть деталей была с него снята, а затем просто утилизирована в лихие 1990-е.
Наш канал будет следить за судьбой Т-10К-2 и желает успехов команде, взявшейся за важное дело – сохранение истории и восстановление живой легенды палубной авиации России!
Материал публикуется в рамках сотрудничества с авторским Дзен-каналом «Авиация мира».
Оригинал публикации на Дзене:
Комментарии (0)