Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Кто такие табасаранцы — древний народ, к которому принадлежит олимпийская чемпионка Елена Исинбаева

Табасаранцы — это один из коренных народов Дагестана. Свою историю они ведут с античных времён. Табасаран в переводе с персидского означает «летние поля» или равнины. Дагестанские народы с древних времён назывались «леками», а вот табасаранцев относили к скифам. Табасаранский язык является самым сложным в мире, а народ насчитывает всего несколько десятков тысяч. К этой древней нации относится олимпийская чемпионка Елена Исинбаева. Что же это за загадочный народ и какие тайны хранит его захватывающая история?

Елена Исинбаева - представитель древней нации

Олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.

Олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.



Знаменитая спортсменка и олимпийская чемпионка Елена Исинбаева родилась и выросла в Волгограде. В Дагестане же её по праву считают своей, так как оттуда родом её отец — Гаджи Исинбаев. Портрет Исинбаевой даже красуется на махачкалинской Аллее олимпийских чемпионов. Отец Елены является представителем одной из редчайших народностей, которые издревле населяли Дагестан — табасаранцев. В своё время он уехал из родной республики и осел в Волгограде, где на свет появились обе его дочери.
 

Семья Исинбаевых.

Семья Исинбаевых.
 

Что такое Табасаран

Табасаран на карте.

Табасаран на карте.



Табасаранская народность является представителями коренного населения Дагестана. Живут они довольно компактно. В основном они занимают юго-восток республики. Районами их проживания являются Хивский, Табасаранский, а также часть Дербентского. Народ соседствует на юге с лезгинами, на севере с даргинцами, на западе с агулами, а на востоке с азербайджанцами.
 

Древняя крепость семи братьев в Хучни.

Древняя крепость семи братьев в Хучни.



Весьма продолжительный период истории табасаранцами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана. Здесь жили также таты, азербайджанцы, отдельные представители лезгин. Большинство историков считают, что у этнонима «табасаран» иранское происхождение. Дело в том, что в эпоху Средневековья на территории современного Ирана, на южном побережье Каспийского моря, располагалось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в исторический период его возникновения. Учёные говорят, что у этого термина не кавказское происхождение. «Топороносцами» называли людей, которым было поручено охранять Дербент.
 

Табасаранские женщины.

Табасаранские женщины.



Насчёт происхождения названия Табасарана существует ещё несколько научных версий. Некоторые специалисты считают, что оно происходит от имени правителя этого государства - Табрана Сабрана. Другие говорят, что слово «табасаран» представляет собой соединение следующих понятий: таб, что значит возвышенность и саран, что значит край. То есть буквально это «холмистый край». Жители этого региона и стали называться табасаранцами.
 

Холмистый край.

Холмистый край.



Предками табасаранцев является древний народ таваспаров. В античный период он входил в состав могущественной Кавказской Албании — союза, состоявшего из 26 народностей. Этот союз просуществовал около 8 веков, вплоть до 4 века нашей эры. Спустя три столетия на Кавказ вторгнутся арабы, в том числе они завоюют и Дагестан. Все территории тогда были присоединены к Арабскому халифату. Спустя полтора столетия регион стал частью средневекового государства Ширваншахов. Когда к власти пришёл Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов, то княжество стало именоваться Табасаранским майсумством.
 

Прекрасная природа табасаранского края.

Прекрасная природа табасаранского края.



Государство то процветало, то впадало в междоусобные войны и приходило в упадок. Все эти дрязги привели к тому, что в 1813 году оно присоединилось к Российской империи.
 

Самый сложный язык в мире

Табасаранский язык относится к нахско-дагестанской семье. Его включили даже в Книгу рекордов Гиннесса. Всё потому что он входит в пятёрку самых сложных языков в мире. Этот язык, например, гораздо сложнее китайского, но немного уступает в сложности эскимосскому и наречию американских индейцев. По различным данным в табасаранском языке насчитывается от 46 до 252 падежей. Все они обозначают нахождение в пространстве. К примеру, справа-слева, сверху-снизу, близко-далеко — всё это разные падежи.
 

Хучнинская крепость (Крепость семи братьев и одной сестры) - одно из архитектурных чудес Табасарана.

Хучнинская крепость (Крепость семи братьев и одной сестры) - одно из архитектурных чудес Табасарана.



До 1928 года табасаранская письменность использовала аджамские символы алфавита — это некая разновидность арабского. Несколько позже табасараны попытались использовать латинские символы в своём письме. Но они весьма плохо отражали особенности произношения. Сегодня в табасаранском языке используется кириллица. Лексика этого языка весьма насыщена различными заимствованиями. Чаще всего это русские слова, азербайджанские, арабские или фарси. Невероятно сложным табасаранским языком владеют большинство табасаранцев — более 100 тысяч человек. Современные представители редкой национальности рассеяны по всему миру. Народ насчитывает около 150 тысяч человек.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220423/56032/
Опубликовал:
Теги: история табасаранцы Табасаран народность

Комментарии (6)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Вообще-то лично меня "зацепил" тот факт, что в табасаранском языке столь внушительное количество падежей - от 46 до 252: венгры со своими 19-ю падежами и финны со своими 16-ю нервно курят в уголке, а болгары со своими четырьмя вообще тихо офигевают :-)
Андрей Фатеев
в арии служил с двумя.
Сергей Галушкин 
Да ну нахрен,табосаранцы,может скоро появятся путинасранцы,фантазия работает,было бы писать о такой херне.
Алексей-ксей
КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ: ЛЕЗГИНЫ И ЕВРЕИ ИЛИ ЕВРЕИ И ЛЕЗГИНЫ?
http://lezgi-yar.ru/news/lezginy_i_evrei/2011-04-13-184
11:00
Лезгины и евреи
ЛЕЗГИНЫ И ЕВРЕИ - АНДРЕЙ ЗЕЛЕВ.
Лезгины по мнению израильского историка Цви Касдая являются потомками одного из 10 колен Израиля, которых увёл в плен ассирийский царь Санхерив. Не знаю, из каких соображений свой вывод сделал Цви Касдай, но Я пришёл к аналогичным выводам .
На еврейское происхождение лезгин указывают многие факты: Имя вождя лезгин, действующий вместе с хазарами (хазары – евреи, имевшие на Северном Кавказе, в Дагестане собственное государство, разгромленное в 965 Святославом) против арабов (VIII в.) – Сабас, образовано от «шабат». Армянский историк Есаи Хасан-Джалалян называл лезгин хазарами, что видимо означает, что как и хазары, лезгины были евреями.
В столице лезгин – селении Ахты (Дагестан) живет одна из исламизированных еврейских групп. Судя по всему эта столица лезгин была когда-то еврейским городом. Сомо её название Ахоти – еврейское («Сестра», см. ниже). Всеволод Миллер в 1894 писал: «Жители села Ахты (Дагестан) до сих пор сохраняют воспоминания о том, что их предки были евреями, что и сейчас там есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи». Ещё в начале XX в. там показывали свитки «Сефер Торы», которые прежде хранились в местной синагоге.
Ныне в этой синагоге находится мечеть, которая является самым древним строением в Ахтах. Название селения Ахты происходит от еврейского «ахоти» – «сестра». Говорят, что один из наиболее уважаемых священнослужителей, убедившись в том, что антисемиты готовы безжалостно уничтожить еврейскую общину села за отказ её жителей принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за предводителя юдофобов, тем самым, показав пример непокорным односельчанам и отведя нависшую над ними угрозу поголовного истребления. Произошло это при Надир-шахе. После этого село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в "Ахты".
У местных лезгин сложено много легенд и песен на эту тему. Легенды также рассказывают, что выдача еврейки замуж за предводителя мусульман смягчила сердца последних, и многим евреям удалось скрыться в горах, избежав отступничества. У Миллера сообщается, что ахтинцы приняли мусульманство 150–155 лет тому назад (с поправкой на дату написания труда – 240–245 лет назад), и что в Ахты имеются 2 мечети, одна из которых – более древняя – некогда служила евреям синагогой. Если верить преданиям, над дверью этой мечети древнееврейскими буквами была высечена дата сооружения здания и имя того, на чьи средства оно построено.

В этой старой мечети, сообщает Миллер, «...и сейчас хранится один экземпляр свитка Торы, а другой находится у одного местного богача». В подтверждение высказываний Миллера уместно напомнить, что один из коренных жителей села Ахты, лезгин, переехавший жить в Дербент ещё в 30-е гг. – некто Давлетханов – не скрывал, что его предки евреи, и что его мать всегда ставила субботние свечи, в субботу не готовила обед и вообще не делала ничего, что евреям запрещено делать в этот день. Он также говорил, что у них в доме спрятан свиток Торы и другие религиозные атрибуты. На вопрос, почему бы всё это не отдать в синагогу, он отвечал: «По завещанию наших предков, эти вещи должны вернуться к народу тогда, когда наша община, насильственно превращённая в мусульман, вернется в лоно своей религии...».
Время принятия ахтинцами мусульманства по Миллеру совпадает с нашествием Надир-шаха, что подтверждает народные воспоминания. Как рассказывают, ещё сравнительно недавно в некоторых ахтынских семьях перед Субботой женщины зажигали свечи, доставали старые еврейские книги и читали какие-то молитвы, правда, смысла прочитанного они не понимали.
В Ахты до сих пор с почтением относятся к месту, где находилась синагога-мечеть. Это здание развалилось в 30-е, когда уже некому было нести там службу, поскольку служители культа были репрессированы. Население не позволяет использовать камни развалин для строительства других зданий. Еврейское кладбище села Ахты находится над самым селом, по направлению к Рутулу. Летом там пасётся скот, однако за тем, чтобы скотина не вошла на территорию кладбища, где ещё остались надгробные камни, тщательно следят. В «Ахты-Наме» историю исламизации рассказывают несколько иначе.
По «Ахты-Наме» хазарский каган захватывает Южного Дагестана и о назначении хазарами в сел. Микрах правителем некоего Самсама. Против хазар, точнее против Самсама, выступают арабы во главе с Абу Муслимой и Дарвишайи и городок Рутул. Сведения «Ахты-наме» о хазарах в долине р. Самур перекликаются с сообщением арабского историка IX в. ал-Балазури, что Марван ибн Мухаммад, после того как разбил хазар, поселил часть их "между Самуром и Шабираном, на равнине в земле Лакз. В «Истории Абу Муслима» сообщается, правда с некоторыми отступлениями, о тех же событиях: Абу Муслим, покорив Ширван, пришел в Южный Дагестан, построил мечеть в Ахты, поселил там свою сестру, выдав её предварительно замуж за еврея – предводителя села Ахты – Исхака Кундишкана (Дарвишай «Ахты-Наме»).

Интересно и то, что имя этого еврея очень похоже на имя арабского полководца хазарского происхождения Исхака ибн Кундаджика. Следовательно в момент прихода арабов (и утверждения ими ислама) во главе лезгин был еврей. Еврейской видимо была и вся страна лезгин, ибо еврейскими и хазарскими были не только Ахты, но и другие селения.
--------------------------------------------------
СЕЛО УСУГ. АГУЛЬЦЫ, ЛЕЗГИНЫ.

Интересный материал! Внимательно посмотри все, причем не один раз, но, особенно, с 41 секунды («здесь жили евреи»), с 1:10 секунды («начальные жители здесь евреи») и с 11 минуты, 50 секунды, где прямо говорит глава селения, о своих односельчанах: "Наверное, это евреи приняли мусульманство".
--------------------------------------------------
ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА АХТЫ
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D1%85%D1%82%D1%8B
Еврейская община Ахты — совокупность евреев, которые когда-либо жили в Ахты (Дагестан).
По необщепринятому мнению некоторых исследователей, до нашествия Надир-шаха в 1797−1799 годах Ахты было еврейским поселением[1].
По преданиям, древними жителями Ахты были евреи, вероятно горские евреи, или местные лезгины, принявшие иудаизм во времена Хазарского каганата.
Согласно древним рукописям («Ахты-наме», «Истории Абу Муслима»), во времена Арабо-Хазарских войн, Ахты управлялись евреем Исхаком Кундишканом. В «Истории Абу Муслима» сообщается, что Абу Муслим, покорив Ширван, пришёл в Южный Дагестан, построил мечеть в Ахты, поселил там свою сестру, выдав её предварительно замуж за еврея — предводителя села Ахты — Исхака Кундишкана[2].
По преданию горских евреев, евреи Ахты были выходцами из Ирана (Мидии):
Мы — выходцы из Ирана. Из Ирана мы переселились в Мидийскую страну (между Ираном и Азербайджаном). Жили мы там сколько-то лет под властью под рукой государя Персии и Мидии.
Из Мидии половина евреев ушла в Самарканд и Бухару, а мы пришли в земли Евлаха, Гёкчая, Барды, Мир-Башира, Агдама.
Из Агдама наши евреи поднялись в Закаталы, из Закатал перешли в Рутул, потом из Рутула спустились в Ахты. Из Ахтов одни ушли в Кусары (они сейчас живут в Кубе), другие ушли в Дерей-Гатта, близ Маджалиса, третьи — в Аксай, а оттуда в Хасавьюрт[3].
Само название села Ахты (Ахоти) — еврейское, и переводится как «сестра». По легенде один из уважаемых священнослужителей, узнав, что полчища Надир-шаха (1688−1747 годы) готовы уничтожить население за отказ принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за одного из предводителей персидского войска. Село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в «Ахты». У местных лезгин сложено много легенд и песен на эту тему. Предания гласят, что выдача еврейки замуж за предводителя мусульман смягчила сердца последних, и многим евреям удалось скрыться в горах, избежав отступничества. Время принятия ахтынцами ислама, согласно историческим источникам, совпадает с нашествием Надир-шаха, что подтверждает народные воспоминания[4].
Предание о разрушении воинами Надир-шахом аула Ахты сохранилось в памяти жителей соседних лезгинских деревень. Евреи Ахты в массе своей отказались принять ислам. В деревню прибыл карательный отряд: «кони давили копытами детей; взрослых связывали по рукам и ногам и бросали в бурную реку». Часть жителей Ахты всё же согласилась принять ислам. Столь же трагическая участь постигла и евреев аула Джалган в окрестностях Дербента, «кровь которых лили, как воду. Очень немногие из них приняли магометанство»[5].
Всеволод Миллер в 1894 году писал: «Жители села Ахты (Дагестан) до сих пор сохраняют воспоминания о том, что их предки были евреями, что и сейчас там есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи»; «Жители с. Ахти (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор (1928 год) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями»»[6].
Миллер пишет, что как сообщают, «и сейчас» в Ахты есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи. Ахтинцы приняли мусульманство сравнительно недавно, лет 150 тому назад (с поправкой на дату написания труда — 240–245 лет назад), и с переменой религии переменили и свою национальность и стали называться лезгинами. У них сейчас имеются 2 мечети — старая и новая. В старой наверху на камне видна надпись еврейскими буквами, именно «тарих» то есть сообщение о времени постройки мечети. В этой старой мечети во время Миллера всё ещё хранился один экземпляр Торы, а другой имелся у одного местного богача. Ахтинцы прежде чем окончательно расстаться со своей древней религией, в течение долгого времени, наружно исполняя мусульманские обряды, тайно совершали и свои прежние. Миллер полагал, что относительно всех подобных селений, где ещё жива еврейская религиозная традиция, следует предположить сравнительно недавний (как и в Ахти) переход их в ислам. Если бы такой переход произошёл уже при завоевании Дагестана арабами, то есть более 1 тысячи лет тому назад, — как сообщали про своих предков ахтинцы И. Ш. Анисимову 40 лет тому назад, то, конечно, никаких подобных следов еврейства (сохранения Торы, зажигания свечей) не могло бы сохраниться[6].
Ещё в начале 20 в. в Ахты показывали свитки «Сефер Торы», которые прежде хранились в местной синагоге. Ныне в этой синагоге находится мечеть, которая является самым древним строением в Ахтах.
Горско-еврейский этнограф Илья Шербетович Анисимов (1862−1928 годы) сообщал, что жители Ахты «хранят, как святыню, еврейские книги, перешедшие к ним от их предков-евреев»[7].
[править]
Лезгины[править | править код]
По мнению израильского историка Цви Касдая, лезгины являются потомками одного из колен Израиля, которыe увёл в плен ассирийский царь Санхерив[45][46]. В начале XX века К. М. Курдов высказал мнение, что кюринцы (то есть лезгины) «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства, главным образом горских евреев»[47]. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры» пишет: «Жители с. Ахты (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор (в 1928 г.) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание о том, что их предки были «евреями»[48]. Известный французский антрополог Жан-Луи-Арман Катрфаж считал, что лезгины имеют еврейские корни[49].
----------------------------
Чаще всего таты (горские евреи) являются потомками иранских (настоящих) евреев. До середины XIX века горские евреи жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии они стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль.
ПО МНЕНИЮ К. М. КУРДОВА, В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ГОРСКИЕ ЕВРЕИ СХОДНЫ БОЛЕЕ ВСЕГО С ЛЕЗГИНАМИ.
Сергей Галушкин 
Антисемит грёбаный,как будто в других национальностьях говна мало.
Борис Эппель
Алёшенька продолжаешь болеть, приступы не отпускают?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Олимпийская чемпионка назвала виновных в катастрофе российского биатлона
Олимпийская чемпионка назвала виновных в катастрофе российского биатлона
0
Ваши новости 18:01 17 янв 2018
Самый древний народ на земле
Самый древний народ на земле
23
Мужской журнал 11:01 21 янв 2021
Исинбаева возмущена, что молодежь не уважает мнение признанных олимпийских чемпионов.
Исинбаева возмущена, что молодежь не уважает мнение признанных олимпийских чемпионов.
32
Ваши новости 08:01 28 окт 2019
Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина не считает фигуристку Камилу Валиеву героиней Олимпиады в Пекине (опрос)
Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина не считает фигуристку Камилу Валиеву героиней Олимпиады в Пекине (опрос)
4
Ваши новости 02:00 22 фев 2022
Олимпийская чемпионка Журова назвала трансгендеров главной проблемой для большого спорта
Олимпийская чемпионка Журова назвала трансгендеров главной проблемой для большого спорта
0
Ваши новости 21:00 11 дек 2021
Не,ну ,а куда ее еще ? В ГосДуму!!!
Не,ну ,а куда ее еще ? В ГосДуму!!!
75
Ваши новости 04:01 06 ноя 2019
«Это перебор!»: Навка высказалась против мужчин в художественной гимнастике
«Это перебор!»: Навка высказалась против мужчин в художественной гимнастике
18
Ваши новости 18:36 22 июл 2021
Кому принадлежит золотой запас России?
Кому принадлежит золотой запас России?
5
Ваши новости 01:01 26 фев 2019
Чемпионка ОИ Севастьянова: многодетные матери должны думать, прежде чем рожать...
Чемпионка ОИ Севастьянова: многодетные матери должны думать, прежде чем рожать...
4
Ваши новости 12:45 16 янв 2021
Древний ядерный могильник
Древний ядерный могильник
18
Мужской журнал 05:01 19 фев 2019
Елена Исинбаева: Я скажу то, что вас удивит
Елена Исинбаева: Я скажу то, что вас удивит
3
Ваши новости 04:01 27 янв 2018
Названы самые ненадежные модели Toyota. Прямо сейчас, за последние 20 лет и за всю историю
Названы самые ненадежные модели Toyota. Прямо сейчас, за последние 20 лет и за всю историю
1
Авто-Тема 16:28 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства