Пастухом на Руси мог стать далеко не каждый крестьянин. Предпочтение отдавалось пришлым из других деревень неженатым мужчинам в возрасте или сиротам.
Таких работников кормили всем селом и поочередно брали на постой, старались облегчить им быт и не вступать с ними в конфликты. Дело в том, что пастухам приписывались особые магические способности.
«На пастбище». А. Степанов
Запреты и ограничения
Изредка пастухом становился и местный житель — например, если по причине слабого здоровья или других объективных жизненных обстоятельств мужчина не мог выполнять тяжёлую работу в поле. Но в таком случае пастуха не очень-то уважали и попросту терпели. А вот к пришлым «специалистам» отношение было особое. Очень часто нелюдимые и проводящие большую часть жизни на природе пастухи являлись одновременно и целителями, использующими свойства трав и заговоры. Лечили они и подопечных животных. При этом на их деятельность возлагались строгие запреты, часто малообъяснимые.
К примеру, иногда до абсурда доходило их бережное отношение к природе. Нельзя было отгонять и бить комаров и слепней, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Разумеется, и речи не шло об охоте. А разрушение муравейника или сломанная даже нечаянно ветка трактовались ими как нанесение вреда матушке-природе, неуважению, за которое могли быть наказаны и сам пастух, и его стадо.
Понятны были строгие правила в отношении внешнего вида: пастух не мог изменять свою внешность — например, остричь длинную бороду, с которой начинал пасти стадо, или же отрастить волосы. Нельзя было и менять одежду, в которой он следил за животными. Подопечные привыкали и к запаху, и внешнему виду своего пастуха, в другом обличье они попросту могли от него сбежать.
К поведению пастухов тоже присматривались особенно. Им не разрешалось не только пить алкоголь, драться и ругаться матом, но и вступать в интимную близость с жительницами деревни, и даже здороваться за руку при встрече. Существовало также странное поверье, что пастух не должен присутствовать на похоронах или проводить стадо по улице села, в котором в этот день кто-то умер.
«Пастушок». И. Куликов
Договоры с духами и волшебные атрибуты
Дружба с лешим для пастуха-колдуна считалась обычным делом. Хозяин леса помогал пастухам, дарившим ему подарки, и восседал обычно на посохе или кнуте во время работы.
Среди подарков лешему могли быть яйца от чёрной курицы, суконные портянки и даже самые жирные коровы стада. А договор с лесным духом заключался на Егорьев день. Пастух баловал своего лешего регулярно и мелкими подношениями — кусками хлеба с маслом, восковыми шариками, кусочками бересты. В ответ лесной хозяин присматривал за стадом и оберегал его от неприятностей.
Пастухи, в свою очередь, строго следили за своим рабочим инвентарём, которому зачастую приписывались магические свойства. Никто, кроме самого пастуха, не имел права брать в руки ни посох, ни кнут, ни ремень. Служил инвентарь своему хозяину всего один сезон, потом его сжигали на костре, а на следующий сезон заговаривали новый.
Пастуший пояс обычно украшался множеством засечек — таким образом хранитель стада считал своих животных. Славяне верили, что посох заговаривает коров и заставляет их слушаться своего пастуха. В кнут, который явно способствовал этому больше, вплетались пучки льна, которые выдавали пастуху владельцы животных — по пучку от каждого двора. Обязательно носили с собой пастухи музыкальный рожок или трубочку, и играть на них могли только они сами.
Магические свойства приписывались и поясу пастуха. Свой ремень хранители стада заговаривали, чтобы дикие звери не могли обнаружить домашнюю скотину. Чтобы быстро собрать своё стадо, пастухи туго перепоясывались, а выпуская на свободный выпас животных — ослабляли и свой ремень.
Комментарии (2)