12 февраля 1908 года жители Нью-Йорка стали свидетелями необычного зрелища: в их городе был дан старт первого в истории трансконтинентального автомобильного марафона, в котором приняли участие девять экипажей из Франции, США, Германии и Италии. Инициаторами суперпробега стали две газеты: американская «Нью-Йорк Таймс» и французская «Матэн». Дата старта была выбрана не случайно, в этот день исполнялось 99 лет со дня рождения Авраама Линкольна, президента США в 1861-1865 гг. Конечным пунктом марафона должен был стать Париж.
Участников автопробега можно было назвать отчаянными авантюристами, далеко не каждый рискнул бы отправиться в такое рискованное путешествие на заре автомобилестроения. это было настоящее испытание как для людей, так и для машин. К тому же, руководитель нью-йоркского автоклуба заявил, что победитель получит очень солидную для того времени сумму — 1 000 долларов.
Гонщикам предстояло проехать из Нью-Йорка на Аляску, затем преодолеть бескрайние просторы России, а затем через Европу добраться до французской столицы. Официальное название автогонок звучало так — «Нью-Йорк – Париж без помощи парохода». Организаторы спланировали автопробег таким образом, чтобы Берингов пролив, разделявший Америку и Азию, был покрыт в это время льдом, а участникам не пришлось пользоваться пароходом.
Нелишним будет вспомнить имена хотя бы некоторых отважных автомобилистов. Главным фаворитом считали экипаж американца Генриха Генцена на автомобиле «Томас Флайер», мощность двигателя у которого составляла 72 лошадиные силы. Французский экипаж, возглавляемый гонщиком Бурсье, выбрал себе «Де Дион-Бутон», итальянец Генри Хаага отправился в путь на машине «Бриксия-Зюст», немец Кеппен предпочел «Протос».
Стартовый выстрел произвел генерал-майор Джордж Макклеллан, после чего караван отправился в длительный путь. А дорога оказалась совсем не простой. Уже через 200 километров сошел с дистанции французский автомобиль «Сизер-Нордэн». Поломка оказалась серьезной, быстро исправить ее не удалось. Дальше-больше, поломки случались одна за другой.
Организаторы испугались, что до финиша не сможет добраться ни один из автомобилей, поэтому, решили экстренно изменить маршрут. Ни о каком преодолении Берингова пролива по льду уже не было и речи. Участников было решено доставить пароходом во Владивосток и оттуда продолжить путь на Париж. К восторгу американцев первую часть дистанции выиграли их соотечественники на автомобиле «Томас Флайер». Но, все только начиналось.
Интересно, что немцы, стартовавшие на далеко не самом мощном и быстром автомобиле «Протос», нашли оригинальный способ преодолеть снежные преграды в штате Иллинойс. Они выехали на железнодорожное полотно и проехали по нему часть пути. Ехать пришлось ночью, когда поезда не ходили. В дальнейшем оказалось, что эта тактическая хитрость имела серьезные последствия.
Во Владивосток участники прибыли 22 мая 1908 года. С момента старта прошло уже более трех месяцев. Теперь им предстояло преодолевать бесконечные российские просторы. Неожиданно, в борьбу за победу включился немецкий «Протос», еще недавно считавшийся безнадежным аутсайдером. По ходу гонки в его экипаж был включен опытный механик Каспар Нойбергер, что дало свои плоды.
А вот американцев начали преследовать бесконечные поломки. Немецкие гонщики первыми добрались до Читы, затем до Екатеринбурга, а в Санкт-Петербурге с ними встретился даже российский император Николай Второй. Теперь до Парижа оставалось совсем немного. Победный финиш немецкого экипажа состоялся 11 июля 1908 года. Гонщики совершили почти невозможное, преодолев за несколько месяцев расстояние в двадцать с лишним тысяч километров.
Только 26 июля дней парижане встретили американцев, финишировавших вторыми. Впрочем, именно они и были объявлены победителями этой труднейшей гонки. Оказалось, что немецкие гонщики не только проехали по железнодорожному полотну, но и воспользовались услугами этого вида транспорта после поломки автомобиля. В итоге, к их результату было добавлено еще 15 дней и они оказались проигравшими.
Настоящим героем трансконтинентальной гонки стал американец Джордж Шустер, он единственный из своего экипажа преодолел весь путь. Вот только обещанную премию в 1 000 долларов ему не выплатили. Оказалось, что прибыли эта гонка не принесла, вот для победителя и не нашли денег. Несправедливость была исправлена только через 60 лет, когда 95-летний Джордж Шустер наконец-то получил чек на эту сумму. Правда, стоимость их была совсем другой, чем в начале ХХ века.
Автомобилисты США и Германии до сих пор помнят о своих земляках, участвовавших в гонке. Американский «Томас Флайер» хранится в музее в штате Невада, а «Протос» в техническом музее Мюнхена.
Комментарии (4)