Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Как воевали велосипедные войска, и почему этот транспорт особенно полюбился лётчикам

Какую только технику и транспорт не использовали в разные годы в военной сфере. Однако представить в войсках велосипед получится не сразу, ведь кажется, что приспособить его к боевым действиям не так-то просто. Вот только в реальности существовали целые армии, которые передвигались на двух колёсах без мотора, ещё и были довольно успешными. Но самым неожиданным, пожалуй, кажется любовь к велосипедам у... лётчиков.

Велосипеды в армии - это долгая история помощи в победе многих армий. /Фото: en.wikipedia.org

Велосипеды в армии - это долгая история помощи в победе многих армий. /Фото: en.wikipedia.org

Историю повсеместного использования велосипедов в армии традиционно начинают с 1899 года, когда разразилась англо-бурская война. Само собой, что командование армий искало возможности, как оптимизировать и улучшить боеспособность своих армий. И тут в дело вмешался человек весьма неожиданной для войны профессии, но неплохой смекалки - речь идёт о юристе из Трансильвании Даниэле Йохансоне Стефанусе Тероне, которого в семье называли просто Дани.

Интересный факт: этот человек также приходится дядей деду известной ныне голливудской актрисы Шарлиз Терон.

Дани Терон - человек, с которого начались велосипедные войска. /Фото: vpk.name

Дани Терон - человек, с которого начались велосипедные войска. /Фото: vpk.name

Именно Дани Терону пришла в голову идея обратиться к интересной концепции - масштабно внедрить в армию велосипеды как альтернативу лошадям. Справедливости ради, стоит уточнить, что к тому моменту двухколёсный транспорт уже больше десятилетия проникал в войска, однако на них пересаживали только связных. К тому же, бурская армия имела в своём составе немало фермеров, которые мобилизовывались с собственными лошадьми, и заменить убитого коня было трудно.

Англо-бурская война была настоящим вызовом для буров и их лошадей. /Фото: triptonkosti.ru

Англо-бурская война была настоящим вызовом для буров и их лошадей. /Фото: triptonkosti.ru

В свою очередь, адвокат Терон предлагал куда большее распространение велосипедов. Мало того, догадываясь, насколько тугой для трансформаций является военная машина, сыграл на опережение. Пытаясь доказать целесообразность такой идеи, он предложил военным устроить гонку между кавалеристом и солдатом на велосипеде. Победил в схватке последний, а предложение Терона приняли на вооружение.

Первые солдаты на велосипедах в бурской армии. /Фото: armedman.ru

Первые солдаты на велосипедах в бурской армии. /Фото: armedman.ru

Так появился полноценный велосипедный корпус, куда вошло 108 солдат, служивших в разведке и обеспечивавших связь. Чуть позднее тем же Тероном был сформирован ещё один корпус, где служило 80 человек, занимавшихся партизанской деятельностью во вражеском тылу. Их работа на бесшумных и быстрых велосипедах была достаточно успешной, чтобы и другие подразделения бурской армии унаследовали этот вид транспорта. Впрочем, победить им всё равно не удалось.

Велосипеды быстро стали трендом. /Фото: maximonline.ru

Велосипеды быстро стали трендом. /Фото: maximonline.ru

К слову, британские войска, которые были, мягко скажем, разозлены успехами идеи Дани Терона, также в итоге его переняли, ещё и приспособили под разные нужды. Например, несколько австралийских подразделений пересели на велосипеды, чтобы эффективнее мониторить ситуацию на железных дорогах, причём они произвели апгрейд транспорта - по информации редакции novate.ru, они надевали на колёса насадки, чтобы можно было легко ездить прямиком по рельсам.

Велосипед для армейских частей, приспособленный к езде по рельсам. /Фото: family-values.ru

Велосипед для армейских частей, приспособленный к езде по рельсам. /Фото: family-values.ru

В итоге боевые действия периода англо-бурской войны показали, что велосипеды является вполне себе хорошей альтернативой, в первую очередь, пеших частей, которые не на передовой воевали, а занимались снабжением, доставкой техники и вооружения или другими вспомогательными действиями. К тому же, велосипедисты использовались для перевозки пулемётных точек на телегах.

Возить оружие на великах куда удобнее, чем тащить его пешком. /Фото: wwii.space

Возить оружие на великах куда удобнее, чем тащить его пешком. /Фото: wwii.space

Довольно быстро в армии поняли, что полностью заменить кавалерию велосипедистами нельзя, а вот улучить скоростные характеристики пехотинцев таким образом очень даже реально. Поэтому работать стали и над самим транспортом, пытаясь сделать его как можно более компактным и лёгким. Тогда, например, вспомнили об изобретении 1892 года авторства французского военного Анри Жерара, который догадался создать велосипед, способный складываться для переноски аналогично рюкзаку.

Складной велосипед стал настоящей панацеей для армии. /Фото: velostrana.ru

Складной велосипед стал настоящей панацеей для армии. /Фото: velostrana.ru

Эта тенденция оказалась очень популярной - в самой Франции к началу Первой мировой войны велосипедные войска достигли цифры в более 100 тысяч бойцов. Но распространилась она на многие страны: к примеру, Британская империя активно внедряла двухколёсный транспорт для тех частей своей армии, которые базировались в колониях, хотя и другие её части также перенимали оказавшийся эффективным опыт. Германия так и вовсе набрала велосипедистов больше, чем все её противники вместе взятые.

Велосипедная рота времён Первой мировой войны. /Фото: ru.wikipedia.org

Велосипедная рота времён Первой мировой войны. /Фото: ru.wikipedia.org

Добрался тренд на солдат верхом на безмоторном транспорте и до США: при вступлении их войск в Первую мировую, они взяли с собой на другой континент более 26 тысяч велосипедов. Но мало кто знает, что просторах Российской империи этот тренд был развит ещё раньше: уже в годы войны с японцами появились так называемые самокатчики - именно самокатами в формальных документах именовались велосипедисты. Пик их деятельности пришёлся на Первую мировую, а позднее они хорошо себя показали и во время Гражданской войны.

Русские самокатчики дореволюционных времён. /Фото: ru.wikipedia.org

Русские самокатчики дореволюционных времён. /Фото: ru.wikipedia.org

История самокатчиков после Февральской революции вообще была довольно интересной: так большинство из них добровольно встали в один ряд с большевиками. И именно велосипедисты в октябре 1917 года оказались главной силой, которая заняла и удержала центр Москвы. А трое из них, которые полегли от огня юнкеров, были признаны героями и торжественно похоронены рядом с Кремлёвской стеной. К слову, именно те события легли в основу присвоения улице Новоблагословенной семью годами ранее имени Самокатной.

Самокатчики в составе советской Красной армии на параде в Москве в 1938 году. /Фото: ru.wikipedia.org

Самокатчики в составе советской Красной армии на параде в Москве в 1938 году. /Фото: ru.wikipedia.org

В так называемый межвоенный период велосипед актуальности в армии не утратил, однако значительно изменил функциональность. Пожалуй, самой необычной переменой стала популяризация этого транспорта среди... лётчиков. А случилось так потому, что велосипед позволял быстро и тихо доехать до взлётно-посадочной полосы или хотя бы до аэродрома. Когда же разразилась Вторая мировая война, складной вариант велосипеда оценили десантные войска. Впрочем, и другие подразделения от великов не отказывались.

Американские лётчики верхом на велосипедах. /Фото: maximonline.ru

Американские лётчики верхом на велосипедах. /Фото: maximonline.ru

Очень популярным этот транспорт был в вермахте, который, реализуя тактику блицкрига, испытывал постоянную нужду в топливе. Поэтому там, где технику и транспорт можно было успешно заменить велосипедом, немцы эту замену производили. Среди других армий, которые активно задействовали велики, можно выделить также финскую, польскую, швейцарскую, британскую, американскую и советскую. И только после окончания войны велосипедные войска стали расформировываться.

В современных армиях велосипедам всё ещё находится место. /Фото: maximonline.ru

В современных армиях велосипедам всё ещё находится место. /Фото: maximonline.ru

Впрочем, нельзя сказать, что военные совсем уж отказались от велосипедов - они просто стали использовать их более камерно. Например, бесшумный транспорт, не требующий топлива всё ещё любят лётчики, а ещё ими оснащены многие специальные подразделения в разных уголках мира. И только финские войска отдают дань старой традиции: именно там сохранись единственные полноценные велосипедные войска.


Источник: Как воевали велосипедные войска, и почему этот транспорт особенно полюбился лётчикам
Опубликовал:
Теги: армия интересные факты альтернатива техника солдаты велосипедные войска без мотора

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства