Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Как в СССР учили людей думать, зачем разделяли мальчиков и девочек и другие тонкости советского школьного образования

Советское образование — это была система, которая формировала своеобразное мышление у студентов и учеников, а также готовила их к будущей жизни в стране, где лидером было Коммунистическое Партийное руководство. Образование в СССР считалось одной из ключевых областей развития страны. Государство придавало ему большое внимание и вкладывало значительные ресурсы для обеспечения доступности и качества образования. В результате этой политики, СССР стал одним из самых образованных государств в мире.

Как советское образование учило думать

Система обучения в СССР была акцентирована на развитии критического мышления и аналитических способностей.

Система обучения в СССР была акцентирована на развитии критического мышления и аналитических способностей.



Система образования в СССР была единая и хорошо разработана. В ней можно было выделить два основных школьных уровня: начальное и среднее образование. Начальное образование начиналось с пятилетней школы, где дети изучали основы чтения, письма и элементарной математики. Затем, после завершения начального уровня, ученики поступали в среднюю школу, где получали более серьезные знания в различных предметах, таких как физика, химия, история и другие. Но советский человек посвящал от 10 до 15 лет получению образования: сначала школа, а потом профессиональное образование.

Одна из главных особенностей советской системы образования была ее доступность, советская власть гарантировала образование всем. Благодаря этому, даже наиболее уязвимые слои населения имели возможность получить образование без ограничений. Кроме того, государство стремилось обеспечить равные возможности для всех учеников, независимо от их социального происхождения или материального положения.

СССР также славился своим качественным преподавательским составом. Учителя и преподаватели обладали высокой квалификацией и были нацелены на максимальное развитие своих учеников. Они прошли строгий отбор и подготовку, что обеспечивало высокий уровень образования в стране.

Важным компонентом советской системы образования было также внимание, уделенное идеологическому воспитанию. В рамках школьного курса ученики получали знания об истории и идеологии коммунистической партии, формировались принципиальные ценности социалистического общества. Это давало возможность государству формировать единую идеологию и поддерживать стабильность в обществе.

Конечно, советская система образования также имела свои недостатки. Некоторые предметы и темы могли быть искажены в соответствии с официальной идеологией, что ограничивало свободу мысли и критическое мышление учеников. Кроме того, выбор профессионального пути для выпускников средней школы был часто ограничен государственным распределением, что не всегда соответствовало личным интересам и способностям учащихся.

Однако, несмотря на некоторые недостатки, образование в СССР на протяжении многих десятилетий служило краеугольным камнем развития страны. Оно сыграло важную роль в формировании науки, технологий и культуры и оставило глубокий след в истории образования. Поэтому сейчас давайте рассмотрим подробнее особенности образования в СССР.

Почему девочки — отдельно, мальчики — отдельно

Еще одна особенность советского образования заключалась в разделении девочек и мальчиков на занятия.

Еще одна особенность советского образования заключалась в разделении девочек и мальчиков на занятия.



Первое, что требовалось от советского образования, было научить учеников думать. Система обучения в СССР была акцентирована на развитии критического мышления и аналитических способностей. Учеников учили быть критичными, анализировать представленную информацию и делать собственные выводы. Было важно, чтобы учащиеся могли сформулировать свои мысли и аргументировано их защищать.

Еще одна особенность советского образования заключалась в разделении девочек и мальчиков на занятиях. В классах 40-50-х годов сидели либо только мальчики, либо только девочки, потому что 1943 году ввели раздельное обучение. Почему так происходило? По одной из версий решение было принято самим Сталиным, якобы он наслышан о слишком вольном поведении учеников, где училась его дочь Светлана. И действительно, в материалах тех лет о совместном обучении мальчиков и девочек встречаются практически только негативные отзывы.



В те времена считалось, что разделение по половому признаку помогает учащимся лучше концентрироваться и не отвлекаться друг на друга. Девочки и мальчики изучали одни и те же предметы, но в разных классах. Такая система продолжалась вплоть до последних лет школы.

Но реализовать раздельное образование было не так просто. Требовалось больше школ, больше реквизита, больше учителей. Поэтому образование выкручивалось как могло. Иногда даже разделяли школу по этажам: один этаж женский, другой — мужской.

Конечно, в женских школах было работать гораздо легче, чем в мужских, где была антидисциплина. И только в 1954 году от раздельного образования отказались навсегда.

Утром работа за станком, а вечером — за партой

Получить образование в СССР мог даже просто рабочий в свободное от работы время в вечерних школах.

Получить образование в СССР мог даже просто рабочий в свободное от работы время в вечерних школах.



Считалось, что советский человек должен учиться всегда. И для этого власть создала все условия, а именно — вечерние школы. Получить образование мог даже просто рабочий в свободное от работы время. Популярность такого образования начала расти в 1943 году после того, как правительство принимает постановление об обучении молодежи, работающих на предприятиях. Вечерняя школа — единственный способ научить простого рабочего читать и писать. Актуально это было, как и для более взрослых людей, так и для подростков, которые после войны были вынуждены пойти работать, чтобы помогать семье.

Как проходил день обучающегося в вечерней школе: обычно, утром они работали за станком на заводе или выполняли другую производственную работу. После работы они отправлялись в учебное заведение, чтобы получить новые знания и навыки. Да, это было непросто, но такая работа-учеба обеспечивала их полноценное образование и позволяла ученикам прямо из рабочего класса перейти к выполнению сложных задач в области технологии и науки.

Вечерняя школа ничем не отличалась от обычной — в ней могли получить медали за отличную учебу, а после — поступить в университет. В 70-х годах в вечерних школах обучалось около 2 млн людей. Часто в одном классе учились и родители, и дети.

Как отмечали день знаний и последний звонок

День знаний и последний звонок были неотъемлемой частью советского образования.

День знаний и последний звонок были неотъемлемой частью советского образования.



В 1984 году 1 сентября объявляется Днем знаний. В советских семьях это был настоящий праздник, особенно, когда ребенок шел в первый класс. Обязательный атрибут праздника — советская форма и цветы для учителей. День знаний отмечался в первый день учебного года и символизировал начало нового этапа образования. Учащиеся готовились к нему заранее, чтобы показать свои достижения и предоставить обзор своих намерений на будущий год.

Последний звонок также стал особой датой в календаре школьников. В этот момент школьники и преподаватели праздновали окончание трудного периода учебы и готовились к летнему отдыху. Особенно важным этот день становится для учеников последних классов. Праздновать последний звонок начали в 1970-х годах. Особо важный элемент этого дня — старшеклассник, который несет на плече первоклассницу, которая дает последний звонок. Этот звонок и стал символом непрерывности образования.

Споры о том, какое образование эффективнее - советское или современное - ведутся до сих пор. Скажем одно, без советского образования не было бы нынешнего, потому что и сейчас мы можем наблюдать его отголоски в школьной программе. Меняются время, люди, мир. Меняются и условия. Но, безусловно, уважение к учителям, доступность образования, внимание к предрасположенностям ребенка должны быть всегда, а этих факторов из Советского Союза в нашем мире немного не хватает.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140224/59123/
Опубликовал:
Теги: история СССР образование Советское образование

Комментарии (15)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Андрей
Какие могут быть споры насчёт образования? Конечно советское образование и сегодня остаётся самым прогрессивным в мире, оно привело к успеху СССР от аграрной неграмотной страны до супердержавы за 70 лет. И так вопрос сегодня абсолютно не стоит, всем ясно. Другое дело-как избавиться от силой навязанных западных шаблонов, мешающих воспитанию передовых научных и специальных кадров. Первое , что сделали американцы после развала СССР-с остервенением развалили советскую школу, ведь при тестовом образовании проставлением галочек невозможно было произвести на свет инжинеров, выводяших корабли в космос, создателей передовых и не имеюших аналогов военно-технических разработок и т.д., - американцы уничтожили сегмент ПТУ, и до сих пор в стране огромная нехватка специалистов - техников, технологов в различных промышленных, военных и прочих областях. Хорошо, что автор обращается к образованию в СССР, но исправляю явные неточности.
Начальная школа состояла из трёх, не пяти лет.
И запомните, система распределения выпусников после окончания заведений средне-специального и высшего образования была уникальным социальным благом, не имеющей аналогов в мире, и не несла каких то кому то неудобств-это ложь псевдо-либералов и прочих врагов нашей страны. Система распределения каждому выпуснику давала 100%-ую гарантированную возможность трудоустройства по своему профилю после окончания учебного заведения. Будущий выпускник очень часто мог заранее согласовать место будущего распределения, то есть, географическое место своей работы. То есть, выпусники гарантированно получали работу по своей любимой профессии, это ли не великое благо для народа и страны? В целом, именно так!
Владимир Бабин
Исправляю явные неточности - "Начальная школа состояла из трёх, не пяти лет"
Начальная школа состояла из ЧЕТЫРЕХ лет
Владимир Бабин
Исправляю явные неточности - "Система распределения каждому выпускнику давала 100%-ую гарантированную возможность трудоустройства по своему профилю"
Советская система давала 100%-ую гарантированную возможность трудоустройства по своей специальности и без "распределения"
Владимир Бабин
Тем не менее советское образование было НАМНОГО сильнее современного.
Это утверждаю как человек, который сопровождал дипломные работы достаточно многих выпускников ВУЗов (т.е. был руководителем дипломных работ)
Владимир Бабин
Некоторое уточнение к 4 годам начальной школы.
В 1922 году введено начальное 4-летнее образование.
В 1969 начался эксперимент по переходу к 3 годам, когда закончился - не знаю, но мой коллега но работе в 1976 году закончил 4 класс в обычной подмосковной средней школе.
Таким образом 4-летнее было в СССР как минимум 54 года (с учетом переходного периода) и 3-летнее - максимум 22 года (так же с учетом переходного периода не считая того, что в 80-е годы гое-где проходил эксперимент по возвращению 4 лет)
Андрей
Да, с 1969 до развала Союза 3 года начальные классы. С 1987 года были альтернативные 4 класса, но это не столь важно.
Андрей
Здесь не философы-казуисты собрались, не нужно желчи, не сбивайте народ с толка.
Андрей
Сердечная благодарность за признание этого факта)

А теперь внимайте: вот, когда Маркс писал, что социалистическая революция в Царской России невозможна, что он имел ввиду? Это всегда было тревожным вопросом для советских людей.
Сейчас же, после проявления уже в новейшее время разных конфликтов, ненужной, порою мелочной борьбы, между представителями левого движения в РФ, когда серьёзные коммунисты, как Спицин или Платошкин, будучи энциклопедистами и ярыми поборниками прав трудового народа, полоскают друг друга прилюдно, к стыду и недоумению из за какой то чуши, мелочи, которые стоит переступить во имя общей цели, приходит понимание и хочется призвать корифеев:
Вы идите на выборы, побеждайте, национализируйте обратно основной промышленный актив, созданный нашими дедами и прихватизированный кем то, убирайте платную медицину, вводите только бесплатное высшее образование с советскими критериями, стройте бесплатное жильё, оптимизируйте законодательство, верните на экран нравственность, воспевайте принцип уважения в гражданском обществе, что бы свара, агрессия стали порицаемыми и недопустимыми общественными проступками, априори, ...
Но нет, они грызутся, к печали.
То есть, единомышленники не поддерживают, а ослабляют друг друга, враг усиливается.
Вот такое вот свойство людей, наверное, понимал Маркс, а может это и не так.
Вы заставили меня вспомнить об этом. Ведь, Вы же разрезаете, а не объединяете. И это сплошь и рядом в современном обществе, увы.
Владимир Бабин
Ничего удивительного и, кстати, никакой желчи в моих словах нет. Например, какое будущее Вы отводите таким, как я? Вы являетесь, как сами говорите, "поборником прав трудового народа" (не уточняя, а кто это "трудовой" народ), а я всю жизнь проработал простым инженером в НИИ (конструктором, позднее, математиком) с обычной, а под час и мизерной зарплатой. Догадываюсь, что произойдет со мной, если такие как Вы придут к власти. Для справки, в советские годы молодой рабочий СРАЗУ после ПТУ (станочник, сварщик...) имел з/п около 240 р/м, а инженер-конструктор, не начальник, а просто инженер, ПЕРЕД выходом на пенсию - 200 р/м (т.е. это наибольшее на что он мог рассчитывать).

Ну и Вы считаете, что я придираюсь к мелочам, верно, потому что считаю, что наша жизнь состоит из мелочей, а не революций или грандиозных строек...

По поводу распределения... Оно имело как положительные, так и отрицательные моменты. Например, не все выпускники ВУЗов были "академиками", некоторые были совершенно безграмотными людьми, а их надо было держать по специальности и платить зарплату (а потом из-за них в советские годы инженер не мог работать по специальности выйдя на пенсию, т.е. увольняли специалиста, а брали бездаря).

Я не против Советской власти, но ее сторонники должны сделать "работу над ошибками" и объявить об этом, чего они и НЕ ДЕЛАЮТ (приведите пример серьезной критики Платошкиным Советского периода - лично я ни разу ничего не слышал от него). Вопросов МОРЕ - а в ответ ТИШИНА.
Денис
"Но, безусловно, уважение к учителям, доступность образования, внимание к предрасположенностям ребенка должны быть всегда, а этих факторов из Советского Союза в нашем мире немного не хватает" - да. И очень не хватает качественного образования, какое было в Советском Союзе.
Виктор Устюжанин 
Советское образование действительно было очень хорошим, если не самым лучшим. Знаний у выпускника советской школы хватало для поступления хоть в технический вуз, хоть в гуманитарный. Учителя получали зарплату, на которую можно было жить, и льготы при выходе на пенсию. Бумажной работы было намного меньше, чем сейчас. В вузах, причем не только столичных, можно было получить прекрасные знания - это уже зависело от студента и его желания саморазвиваться или ограничивать себя только тем, что рассказывают преподаватели. Гарантированное трудоустройство - это возможность набираться практического опыта в течение трех лет и получать зарплату, на которую можно жить. Жильё тоже предоставлялось - не хоромы, конечно, но и не приходилось снимать за половину зарплаты. А через три года человек мог сам выбрать, остаться ему или уехать на новое место работы. Недостатки в образовании были, разумеется: в старших классах можно было бы сделать специализацию с уклоном в гуманитарную или техническую сторону; можно было бы меньше говорить о роли КПСС во всём, от победы в Великой отечественной войне и вплоть до правильного протекания химических реакций и движения континентов. С другой стороны, нами и сейчас правят члены КПСС, и мы их хвалим. Современное образование в России значительно хуже советского: прежней глубины знаний нет, предметы типа астрономии вообще убрали (в космической-то державе), на кой-то хрен пускают священников в технические вузы (в своё время мы сначала учили историю КПСС, а потом внезапно историю религии, причем вели это одни и те же преподаватели и раньше они ставили "неуд.", если ты скажешь, что бог есть, а потом ставили "неуд.", если ты скажешь, что бога нет), внедрили ЕГЭ, за основу которого взяли французские тесты. Французы применяли эти тесты для приезжающих негров с целью проверки уровня знаний французского языка: захотел негр из бывшей французской колонии жить во Франции, вот и надо было выяснить, знает ли он язык, иначе зачем он такой во Франции нужен? Мало того, что негр... А у нас продажные чинуши внедрили. Впрочем, Греф же сказал как-то, что умные и думающие люди им не нужны, потому что ими сложно управлять. Делайте выводы.
Алексей Харченко
Да, образование уничтожают либералы или как их сейчас называют - либерасты. Грефы, Гундяевы и пр. пр. Сейчас школ строят меньше, чем церквей. Ума от этого у молодёжи не прибавляется. Но я на своём мнении не настаиваю, могу ошибаться.
Alexander Gritchin
"..Праздновать последний звонок начали в 1970-х годах..."

Отнюдь. Правильнее будет в конце 60-х годов. 1968, 1969 точно.
Глеб
Вот как раз учили не думать, а принимать все на веру. Впаривали будь здоров. Впрочем и сейчс мало что изменилось
Денис
Ну, не все люди научились думать в школе.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Пророк о возрождении Советского Союза
Пророк о возрождении Советского Союза
84
Мужской журнал 06:00 02 мар 2021
«В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БАНИ В ВИСКУЛЯХ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯЛИ ВСЁ…»
«В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БАНИ В ВИСКУЛЯХ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ПОТЕРЯЛИ ВСЁ…»
28
Ваши новости 21:00 10 дек 2021
Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России
Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России
20
Ваши новости 13:01 08 ноя 2021
Распад СССР предопределил не Ельцин или прибалтийский сепаратизм, а крах советского рубля
Распад СССР предопределил не Ельцин или прибалтийский сепаратизм, а крах советского рубля
77
Ваши новости 04:01 20 фев 2022
Как вы могли думать что мы потерпим?
Как вы могли думать что мы потерпим?
4
Ваши новости 08:05 24 фев 2022
Умение слышать цвета, нулевой резус-фактор и другие редкие особенности людей
Умение слышать цвета, нулевой резус-фактор и другие редкие особенности людей
11
Мужской журнал 08:01 06 мар 2022
Познер назвал минус советского образования
Познер назвал минус советского образования
6
Ваши новости 08:01 08 апр 2019
Зачем в СССР вешали ковры на стены, и почему эта традиция стала такой популярной
Зачем в СССР вешали ковры на стены, и почему эта традиция стала такой популярной
7
Все о работе руками 06:01 11 ноя 2023
Уничтожение СССР началось в 1953 году
Уничтожение СССР началось в 1953 году
198
Мужской журнал 09:00 30 сен 2021
Странные предметы советского быта, которые реально облегчали жизнь
Странные предметы советского быта, которые реально облегчали жизнь
7
Все о работе руками 08:01 16 фев 2024
Никакой роскоши: как выглядели детские комнаты наследников семьи Романовых
Никакой роскоши: как выглядели детские комнаты наследников семьи Романовых
3
Все о работе руками 09:01 06 сен 2023
Так ли выгоден собственный огород, как все привыкли о нём думать
Так ли выгоден собственный огород, как все привыкли о нём думать
6
Все о работе руками 09:01 03 май 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства