Долгое время на Руси январь был одиннадцатым месяцем в году, так как Новый год наступал 1 марта. Согласно Библии, Бог сказал Моисею и Аарону: "Месяц сей вам начало месяцев". Отмечали наступление Нового года до 1492 года, когда начало церковного и гражданского года начали отмечать 1 сентября. Причем, летоисчисление вели не от Рождества Христова, а от Сотворения мира. Разница между двумя этими событиями составляла 5508 лет. И продолжалось так до 7208 года. 1 сентября наши предки встретили Новый год, не подозревая, что скоро в их жизни наступят большие перемены.
Интересно, что отмечали Новый год совершенно иначе, чем в наши дни. Никаких новогодних елок и красочных маскарадов быть просто не могло. В Москве на Ивановской площади патриарх, при большом стечении народа, совершал торжественное богослужение о благополучии наступающего года. В этот день было принято заниматься благотворительностью. Состоятельные люди считали обязательным отправить дары в странноприимные дома, менее богатые раздавали милостыню нищим.
В этого дня наступало «бабье лето» — основные сельскохозяйственные работы к началу сентября заканчивались, начинали мочить лен, трепать пеньку. Этими работами занимались в основном женщины.
Молодой реформатор Петр Первый, стремясь привести календарь в соответствие с европейским, издал указ — отмечать наступление Нового года 1 января, как и в большинстве стран Европы. В документе, который был подписан 20 декабря, подробно излагались правила встречи предстоящего праздника: украшать дома еловыми и сосновыми ветками, не убирать их до 7 января. Елки украшать фруктами, овощами и орехами, символизирующими достаток и благополучие. В праздничную ночь палить из пушек и ружей, а на Красной площади устроить торжественный фейерверк.
При этом, в стране сохранялся юлианский календарь, поэтому, сначала отмечали Рождество, заканчивался пост, а через несколько дней наступал Новый год. Вот так неожиданно 7208 год перешел в 1700-ый. Гулянья в Москве продолжались три дня, с 1704 года подобные мероприятия начали проводить и в Санкт-Петербурге.
Естественно, торжества касались, в первую очередь, состоятельных горожан, простолюдины плохо понимали смысл нового праздника, это было для них таким же странным, как и указ Петра о необходимости брить бороды, искажая в человеке «образ Божий». Вместо праздничного настроения, у москвичей было опасение, что пальба из пушек и фейерверки приведут к пожарам, которые были в то время страшным бедствием, от них выгорали целые улицы. В своем романе «Петр Первый» А. Толстой писал:
«Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было — к чему такое неистовство?»
Бояре и служилые люди также были не в восторге от новогодней шумихи, но ослушаться царя не могли. 6 января состоялся Крестный ход, во время которого боярам предписывалось быть одетыми в иностранные кафтаны. Сам Петр присутствовал в военном мундире нового образца. Старая Русь постепенно уходила в прошлое.
Вот так царь перенес иноземную традицию на русскую землю. До начала ХХ века петровские обычаи соблюдались, пусть, в основном, в богатых домах. Но, все изменилось с началом Первой мировой войны. У нас вдруг вспомнили, откуда пришла традиция новогодних елок — из Германии, нашего главного противника. Император Николай Второй издал указ — елки запретить. В 1916 году запрет на «немецкую затею» был наложен и Синодом.
Существует заблуждение, что елки были запрещены пришедшими к власти большевиками. Это не так. Именно при них новогодние традиции начали возрождаться. А в тридцатых годах появилась даже традиция устраивать елки для детей в Доме Союзов.
Комментарии (2)