В шестнадцатом столетии в Европе произошла непонятная эпидемия, оставшаяся в истории под названием “танцевальной чумы”. Внезапно, под влиянием неведомых сил, люди принимались танцевать, изматывая себя до смерти. Такие истории кажутся выдумкой. Но факты об этой загадочной болезни подтверждаются документами и рисунками современников. Но что породило эту диковинную смертельную пляску? И как нашли на нее управу?
Во всем виновата фрау Троффеа
Люди начинали танцевать странные танцы и не могли остановиться. / www.darkermagazine.ru
Все началось в Страсбурге, с женщины по имени Троффеа. В разгар лета, в июле 1518 года, она покинула свой дом, чтобы сделать покупки. Говорят, ей понадобилась мука для пирога. Оказавшись на городской площади, она внезапно остановилась, словно околдованная. Тело ее затряслось, искаженное судорогами, а лицо выражало странную муку. Те, кто пытался ей помочь, моментально оказывались вовлечены в это безумное действо словно невидимая сеть затягивала их в пляс. Хотя движения мало напоминали обычный танец.
Скорее, это были мучительные конвульсии, неконтролируемые взмахи рук и ног. При этом никто не мог остановиться. Неведомая сила увлекала людей в пляску смерти. Всего за несколько дней Страсбург был захвачен недугом. К танцующей женщине присоединились десятки людей. А спустя месяц число танцоров достигло четырех сотен. Троффэа оказалась первой, кого захватила эта странная пляска: она не выдержала недели непрерывных танцев и скончалась. Измученные, с окровавленными ногами горожане продолжали плясать, пока не падали на землю замертво. Медицинские методы оказались бессильны. Ничего не помогало. Безумие охватило город. Загадочная болезнь распространялась.
Как пытались остановить эпидемию
Одержимых танцем помещали в монастырь, где привязывали к кроватям. / www.cdn.beta.qalampir.uz
В один из монастырей доставили множество одержимых танцем. Их привязывали к кроватям. На ноги надевали тяжелые башмаки. Все для того, чтобы остановить пляску. Одним из наиболее распространенных способов было обездвиживание танцующих при помощи пеленания. Жертв оборачивали в ткань, словно младенцев. Некоторые из страдальцев утверждали, что тугое стягивание живота облегчало состояние. Были даже случаи, когда просили ударить в живот, что успокоить танцующего. Но тщетно, люди продолжали умирать. Об этом повествует искусствовед Мария Эрлих.
Правители пришли к выводу, что болезнь утихнет, если позволить горожанам выплеснуть энергию танцем. На торговой площади возвели деревянную платформу, где неустанно играли музыканты. Остальных горожан старательно ограждали от больных. Но надежды не оправдались: люди продолжали умирать от истощения. Хотя врачи отвергли мистические причины, было решено провести религиозные церемонии и запретить всевозможные увеселения (в том числе музыку, пляски, карты и продажную любовь). Жители Страсбурга почитали “святого Вита”. Они считали, что пляска перед его изображением принесет избавление от болезней. В то же время, существовало поверье, что Вит мог насылать танцы, приводящие к истощению. Это убеждение только усиливало страх и панику.
Вскоре эпидемия пошла на спад. Она унесла жизни, по разным подсчетам, от трехсот до шестисот человек. Но настоящая причина этой странной болезни так и осталась неразгаданной. Через 3 месяца танцевальная чума покинула Страсбург так же неожиданно, как и пришла. Но это было временное явление. В следующем столетии странная болезнь расползлась по всей Западной Европе. Часто первая вспышка начиналась во время долгой церковной службы. В темных и душных храмах впечатлительные люди страдали от галлюцинаций и припадков. Страх, охвативший человека, мгновенно передавался другим. И скоро толпа утопала в безумном танце.
Так что же случилось на самом деле
Причиной танцевальной чумы был грибок под названием спорынья. / www.glavagronom.ru
В чем же была причина танцевальной чумы в Страсбурге? Знаменитый врач и алхимик Парацельс приезжал в Страсбург в 1526 году. То есть вскоре после трагических событий. Именно он впервые упомянул фрау Троффеа в своих трудах. Он ввел термин “хореомания”, описывающий странную болезнь. Парацельс имел собственное представление о происхождении танцевальной чумы. Оказалось, что муж Троффеа не переносил ее плясок. Парацельс и некоторые горожане верили, что женщина пустилась в танец, лишь чтобы досадить супругу.
Парацельс выделял три источника танцевальной болезни. Во-первых, ее вызывали мнимые причины. То есть воспаленный мозг. Во-вторых, некоторые люди могли присоединиться к танцу, так как страдали от сексуальной неудовлетворенности. И наконец, у отдельных людей могли быть свои собственные физиологические причины. В конечном счете, Парацельс возлагал ответственность за танцевальную чуму на несчастных жен.
Согласно же предположениям историков, причина — отравление, вызванное спорыньей. То есть грибком, поражавшим злаки. В то время рожь и пшеница были базовым питанием европейцев. В Средние века с этим грибком никто не воевал. Его именовали “матерью ржи”, и распространение его было довольно широким, особенно в Западной Европе, где яд легко попадал в пищу. Такое мнение высказывает психиатр Владимир Файнзильберг.
В составе спорыньи находятся ядовитые вещества. Они поражают нервную систему, ведут к галлюцинациям. А также приносят невыносимое жжение в руках и ногах и порой гангрену. Не зря эту болезнь нарекли корчей ведьм и антоновым огнем.
Есть и менее вероятные объяснения, которые дает современная наука. Например, эпилепсия. Есть предположения, что “танцевальная чума” могла быть вызвана редкой формой этого заболевания. Однако эпилепсия не передается от человека к человеку. И в большинстве случаев она обусловлена генетическими факторами. Если бы эпилепсия действительно свирепствовала в Страсбурге, город был бы заполнен падающими, а не танцующими людьми.
Еще вариант — религиозный экстаз. В те времена люди верили, что танец отпугнет святого Вита, покровителя эпилептиков и танцоров. Возможно, именно святой был вдохновителем этих танцев? Маловероятно. А, может, это была массовая истерия. Хроническое недоедание, страх и непрерывный стресс создают идеальные условия для массового психоза. Возможно, коллективная истерия стала фоном для психоза, а не его причиной. К счастью, сегодня людям вряд ли грозит такая опасность. А танцевать лучше в ночных клубах и в школах танцев.
Комментарии (0)