Первые европейцы, посетившие Америку на рубеже XV-XVI вв. отмечали особое уважение местного населения к кокао-бобам. Если, например, плод падал на землю, его тут же поднимали и бережно клали на место. Из какао изготавливали горький напиток под названием чоколатль. От вкуса чоколатля европейцы не приходили в восторг, но отмечали его бодрящие свойства. После такого напитка человек сутки мог обходиться без пищи, оставаясь полным сил и энергии.
Именно питательные свойства какао стали причиной того, что его включали в паек солдат испанской армии уже в XVI веке. По велению испанского короля рецепт напитка держали в строгой тайне, а за разглашение полагалась смертная казнь. Если верить документам, около 80 человек, не умеющих держать язык за зубами, были обезглавлены.
Но, все тайное, как известно, когда-нибудь становится явным, поэтому, в XVIII столетии какао превращается из напитка, доступного лишь узкому кругу аристократии и армии, в популярный десерт, попробовать который мог каждый, имеющий средства для покупки.
В начале XIX века настоящим «шоколадным магнатом» в Европе становится голландец Конрад Ван Гуттен, который изобрел в 1828 году пресс, превращающий жареные какао-бобы в порошок. Впрочем, самого изобретения для успешного бизнеса было недостаточно: требовалось еще и приучить население стран Европы к регулярному употреблению какао. В то время чай и кофе были гораздо популярнее в странах Старого Света.
Ван Гуттен решил, что для продвижения своего товара хороши все средства. Предприниматель лично читал лекции о пользе какао для организма человека. Он уверял, что медики установили тот факт, что напиток просто незаменим для всех, кто хочет иметь крепкое здоровье: улучшает зрение, укрепляет зубы и даже способствует быстрому росту волос.
Ну а для детей, по словам Ван Гуттена, лучшего напитка просто не существует. Заботливые родители, которых волнует здоровье детей, просто обязаны отказаться от чая, соков и прочих «вредных» для их чад напитков в пользу какао. На рекламу Ван Гуттен не скупился, многие газеты и журналы того времени украшались изображениями детей, полных сил и здоровья, благодаря регулярному употреблению какао.
Но этого Ван Гуттену казалось мало, рекламы других товаров также было много, поэтому, чтобы выделиться из ее «серой массы», нужен был неординарный ход. Такой, чтобы о какао в один день заговорил весь мир. И такой рекламный ход был найден. Правда, одних он привел в восторг своей неординарностью, других поверг в шок.
В 1865 году в одной из тюрем Амстердама узник, приговоренный к смертной казни, томился в ожидании своей неизбежной участи. На него вышли агенты Ван Гуттена и предложили необычную сделку, которая сделает их фирму необычайно популярной, а семья казненного получит солидную денежную сумму.
Перед самой казнью преступник, неожиданно для многочисленой толпы зрителей, выкрикнул свои последние в жизни слова: «Пейте какао Ван Гуттена!». Наследники преступника, действительно, вскоре получили оговоренную сумму, а вся Голландия обсуждала столь необычный способ рекламы, одни восхищались находчивостью бизнесмена, другие называли его чудовищем. Но, один факт был неоспорим: продажа какао фирмы Ван Гуттена резко увеличилась.
Комментарии (1)