У каждой монархической династии были собственные символы власти, впечатляющие видом и богатством. Династия Романовых в своё время также создала новые коронационные регалии, а их жемчужиной логично оказался венец. Но для последнего царского рода Российской империи была создана не просто корона, а настоящий шедевр ювелирного искусства, наполненный символами и демонстрирующий роскошь, которую современные специалисты даже не берутся сосчитать.
Корона, поразительная и в дизайне, и в ценности.
Идея создания новых коронационных регалий, которые бы принадлежали непосредственно династии Романовых, принадлежала Екатерине II, когда она вот-вот должна была быть венчана на царство, свергнув собственного супруга Петра III. До неё фактически не было никакой традиции по использованию одних и тех же регалий для правителей России. После того как умер Пётр I - последний, кто короновался шапкой Мономаха - и вплоть до Екатерины каждый монарх заказывал собственный венец, но потом его неизбежно разбирали.
После шапки Мономаха долгое время у российских императоров не было наследственной регалии.
А вот будущая Екатерина Великая была убеждена, что у династии должны быть свои символы власти, и сделать их нужно было такими, чтобы они передавались через поколения, продолжая демонстрировать власть и роскошь. Сделав заказ на корону, она инициировала сбор целой плеяды лучших ювелиров Европы под руководством француза Жереми Позье и швейцарца Георга Фридриха Экарта. И хотя два ювелира нередко спорили о том, какой в итоге должны получиться Большая императорская корона, им всё же удалось прийти к компромиссу и уложиться в трёхмесячный срок, отведённый для работы.

Гравюра, изображающая Большую императорскую корону.
Получившийся венец удовлетворил императрицу, так как был создан не только из самых дорогих драгоценностей, но и наполнен необходимым символизмом. Фактически каждый элемент в конструкции Большой императорской короны имеет собственное значение. Например, на два полушария венец разделили, чтобы показать власть Романовых и над Востоком, и над Западом. Использование растительных элементов в короне тоже неслучайное: по информации редакции novate.ru, листья лавра там показывают славу, а листья дуба - мощь и несокрушимость абсолютной монаршей власти.
Екатерина Великая осталась очень довольной своей коронационной регалией.
Но, само собой, больше всего впечатляет количество драгоценностей, которые потратили на создание этого ювелирного шедевра. Согласно подсчётам специалистов, произведённых ещё в 19 веке, всего было использовано 5012 камней, из которых 75 единицы составляют жемчужины, а всё остальное приходится на алмазы. Кроме того, был взят фунт золота и 20 фунтов серебра, для внутренней части выбрали алый бархат. Отдельно стоит отметить вершину Большой императорской короны, для которого взяли красный шпинель, близкий родич рубина.
Главный венец дома Романовых точно оценить, похоже, просто нереально - слишком он роскошный.
И всё это великолепие мастера ювелирного дела умудрились использовать так, что корона весила относительно немного - всего лишь два килограмма, что отдельно радовало Екатерину ІІ. А вот о ценности регалии спорят до сих пор: известно, что после окончания работ её стоимость определяли двумя миллионами рублей по тогдашнему курсу. Позднее, в 1865 году была проведена тщательная ревизия всех драгоценностей в Большой императорской короне, и получилась сумма в 823 976 рублей. Но сегодня считать, сколько стоит этот шедевр, никто не берётся, хотя это явно баснословная цифра. А в качестве аргумента можно привести другой известный факт: современная реплика короны, также созданная из драгоценностей, застрахована на 100 миллионов долларов.
Комментарии (0)