Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Как писатель Куприн первым заговорил о непотребствах в России и изменил историю домов терпимости

В 1909 году, когда вышла в свет пока лишь первая часть повести Александра Куприна «Яма», на него обрушилась просто лавина критики или хейта, как высказались бы современники. Ни одно из его произведений не вызывало такое количество споров и недовольства. А все потому что автор в своем произведении поднял тему, о которой все предпочитали богоугодно молчать, несмотря на то, что проблема стояла остро. Куприн не сделал ничего особенного, просто облек в литературную форму действительность – ведь на тот момент в Российской империи была легализована проституция и несколько тысяч домов терпимости действовали вполне легально.

Что же так возмутило общественность, если к этому времени эта сфера была легализована уже больше 50 лет, а домов терпимости по всей России насчитывалось больше 2,5 тысяч? Он лишь рассказал об этом прямо, причем едва ли не с документальной доподлинностью. Но сделал это первым, затронув «неудобную» тему, он и получил волну негодования. Для сбора материала писатель лично бывал в домах терпимости или «ямах» во многих крупных городах России. Именно здесь он и черпал жизненные истории, которые вошли в основу его произведения. Кроме этого он изучал архивы, детально изучил и правила поведения и содержания женщин в подобных заведениях.

Острая проблема, о которой хотелось молчать

Куприн лишь первым заговорил об имеющейся проблеме и был осужден общественностью. / Фото: www.literoved.ru

Куприн лишь первым заговорил об имеющейся проблеме и был осужден общественностью. / Фото: www.literoved.ru



О том, что Куприну удалось сковырнуть нарыв, свидетельствует и тот факт, что уже на следующий год после выхода повести в империи был проведен Всероссийский съезд, посвященный борьбе с проституцией. Хотя вполне возможно, что произведение стало лишь еще одной каплей, уже наполнявшейся чаши терпения, ведь на тот момент в российском обществе шли горячие споры о роли женщин, в том числе и тех, которых принято было считать обладательницами низкой социальной ответственности.

Коллеги Куприна по перу тоже не остались в стороне от обсуждений. Лев Толстой обвинил его в грязи и в том, что автор явно получает наслаждение, описывая все это. При этом Лев Николаевич видимо совсем запамятовал, что его самого регулярно обвиняли в растущем числе бастардов в собственном же имении. Но это, конечно же, не имеет к теме никакого отношения.

А вот «прогрессивная Европа» приняла повесть на ура. Французский писатель Ромен Роллан написал Куприну письмо, в котором выразил свой восторг и заявил, что с нетерпением ждет выхода второй части.

Вторая часть повести будет написана только в 1915 году. Она будет встречена прохладно, поскольку внешние мировые события никак не располагали к литературным изысканиям. К тому в промежутке между изданиями первой и второй части «Ямы» происходит еще один скандал. Пока Куприн переживал очередной скандал вокруг его персоны и даже лечился в больнице для нервнобольных, некий беллетрист Граф Амори берет на себя дерзость написать окончание повести. Неслыханный поступок в литературных кругах! Автор-самозванец настолько сумел изуродовать сюжетную линию, что буквально вывел Куприна из себя.

История российских домов терпимости

Дома терпимости в России то запрещали, то вновь легализовывали. / Фото: www.profile.ru

Дома терпимости в России то запрещали, то вновь легализовывали. / Фото: www.profile.ru



Как уже было обозначено выше, к моменту выхода повести, проституция в Российской империи была легализована уже больше 50 лет тому назад. Значит, до этого она была запрещена, что же заставило власти пойти на такой шаг? В середине 18 века так называемых «непотребных женщин» могли отправить в ссылку, что же изменилось в российском обществе, что меньше чем через сто лет максимум, что грозило за занятие проституцией – общественное порицание?

10 августа 1843 года было получено разрешение императора на учреждение врачебного и полицейского надзора за представительницами древнейшей профессии. Осенью этого же года был создан специальный комитет, который вел учет таких женщин. На следующий год были введены правила, регулирующие деятельность публичных домов. У жриц были изъяты паспорта, а вместо них выдан «желтый билет».
 

Желтый билет. / Фото: www.ru.wiktionary.org

Желтый билет. / Фото: www.ru.wiktionary.org



Все эти меры были вынужденными. К середине 18 века в России большое распространение получают увеселительные и питейные заведения, которые начинают открываться повсеместно. Зачастую под такой вывеской существовали нелегальные дома терпимости, массово стали распространяться заболевания. Венерические болезни лечились анонимно, но вот источник заражения у всех выясняли досконально. Так и становилось известно о том, что публичные дома носят массовый характер, а их нелегальное положение пугающе увеличивает число больных.

Сначала было решено усилить наказание за содержание борделей и занятия проституцией, но каких-либо заметных результатов такие меры не дали. Тогда-то Николай Первый решил пойти другим путем, и ввести легализацию с условием обязательного медицинского контроля. Вместе с билетом женщины получали и защиту от государства, к тому же в любой момент они могли отказаться от ремесла и получить паспорт обратно.

Правила содержания борделей, теперь уже гласные

Кадр из одноименного сериала, снятого по повести Куприна. / Фото: www.afisha.ru

Кадр из одноименного сериала, снятого по повести Куприна. / Фото: www.afisha.ru



Учитывая, что заведения такого рода денежно были весьма обеспечены, то совсем скоро вокруг них появилась вся нужная инфраструктура, вплоть до кабинетов врачей, к которым можно было попасть практически сразу же. Поблизости же располагались фотосалоны, рестораны, магазинчики. И как бы не высказывали свое «фи» петербуржцы и другие читатели «Ямы» Куприна, для них публичные дома уже давно стали обыденностью, частью городской жизни. Да и чего уж скрывать, среди читателей повести были явно и те, кто не брезговал посещением подобных мест.

Согласно правил, теперь открытие подобного заведения нужно было согласовывать с полицией, управлять ими могли исключительно женщины, причем старше 30 лет. Девушки моложе 16 лет на работу приниматься не могли. Регламентировался даже их внешний вид, нельзя было слишком сильно краситься и в целом нужно было выглядеть опрятно. Управляющая несла полную ответственность за здоровье и жизнь своих подопечных, она же контролировала, чтобы они проходили регулярный осмотр у врача. Никто не мог ограничивать свободу женщины, которая решила сменить род деятельности. Ни о каких откупных хозяйке борделя не шло и речи, а вот государству бывшая путана должна была доказать свое стремление исправиться, к примеру, отработав некоторое время сестрой милосердия.
 

Повесть не только экранизировали, но и часто ставят на сцене. / Фото: www.teatr-ozersk.ru

Повесть не только экранизировали, но и часто ставят на сцене. / Фото: www.teatr-ozersk.ru



Впрочем, легализация никак не способствовала искоренению незаконной проституции, которой промышляли в частном порядке женщины из маргинальных или бедных слоев населения. Поэтому проблема была не решена, а скорее отсрочена. Все эти вопросы и были вынесены на съезд 1910 года. При подготовке к собранию была проведена масштабная аналитическая работа, которая должна была дать ответ на главный вопрос: что толкает женщин на торговлю собственным телом? Были предоставлены данные, которые позволяли сделать вывод о том, что заработная плата женщин многократно ниже мужского заработка, причем она настолько мизерна, что ее не хватает даже на самое необходимое. В связи с этим и был сделан вывод о том, что причины этого явления нужно искать в экономике.

На съезде было решено, что нужно поднимать как экономическое, так и нравственное положение женщин. Публичные дома закрыть, а вместо них организовать женские клубы по интересам. Правда дальше слов дело все равно не зашло. Дома терпимости продолжали работу.

Революция для всех сфер

Большевики были уверены, что место женщины не в домах терпимости, а на заводе, что и рьяно принялись претворять в жизнь. / Фото: www.inosmi.ru

Большевики были уверены, что место женщины не в домах терпимости, а на заводе, что и рьяно принялись претворять в жизнь. / Фото: www.inosmi.ru



Только после революции работа путан была запрещена на законодательном уровне. Все врачебно-контрольные меры прекращены, ранее работавшие дома терпимости закрыты. Да, факт того, что власти отменили торговлю такого рода на законодательном уровне, вовсе не отменяло ее как явление. Она снова перешла на нелегальное положение. Между тем, молодая власть молодого государства была уверена, что достаточно приобщить женщин к полезному труду и дать им больше прав. Оба этих пункта они, кстати, честно выполнили.

Большевики на самом деле старались решить эту социальную проблему. Например, спустя два года после революции был создан специальный лагерь трудовой направленности для перевоспитания бывших блудниц. Режим был здесь довольно мягкий, а главной целью было не наказание, а исправление. Большое внимание уделялось их дальнейшему трудоустройству, для того чтобы избавить от соблазна вернуться к прежней профессии. Причем никаких уголовных мер за нелегальное занятие проституцией не предусматривалось, скорее воспитательные меры.

Активно создавались женсоветы, трудовые комиссии и другие общественные организации, призванные поддержать человека в трудной жизненной ситуации или направить его на путь истинный. Несмотря на то, что все эти меры не смогли искоренить проституцию как явление, но все же СССР стало передовой страной, в которой защищались и соблюдались права женщин так, что Европе оставалось только равняться.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210324/59480/
Опубликовал:
Теги: фото история куприн дома терпимости желтый билет

Комментарии (4)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Сергей Ремнёв 
А по поводу купринской "Ямы" - есть одна очень неплохая экранизация 1990 года с Т.Догилевой, О.Меньшиковым, Е.Евстигнеевым, В.Талызиной и другими. Не сериал, как это в последнее время водится, а обычный фильм. Нет, не шедевральный, но атмосфера повести передана достоверно! Если кто не читал, так настоятельно рекомендую к просмотру!
алексей, да, да алексей
А.И.КУПРИН: «Все мы, лучшие люди России давно уже бежим под хлыстом еврейского галдежа, еврейской истеричности, еврейской повышенной чувствительности, еврейской страсти господствовать, еврейской многовековой спайки, которая делает этот избранный народ столь же страшным и сильным, как стая оводов, способных убить в болоте лошадь. Ужасно то, что все мы сознаем это, но во сто раз ужасней то, что мы об этом только шепчемся в самой интимной компании на ушко, а вслух сказать никогда не решимся. Можно иносказательно обругать царя и даже Бога, а попробуйте-ка еврея!?
Ого-го! Какой вопль и визг поднимется среди этих фармацевтов, зубных врачей, адвокатов, докторов, и, особенно громко, среди русских писателей, ибо, как сказал один очень недурной беллетрист, Куприн; каждый еврей родится на свет божий с предначертанной миссией быть русским писателем.
Евреи - это банда литературной сволочи.
Один парикмахер стриг господина и вдруг, обкорнав ему полголовы, сказал "извините", побежал в угол мастерской и стал ссать на обои, и, когда его клиент окоченел от изумления, фигаро спокойно объяснил: "Ничего-с. Все равно завтра переезжаем-с". Таким цирюльником во всех веках и во всех народах был жид с его грядущим Сионом, за которым он всегда бежал, бежит и будет бежать, как голодная кляча за клочком сена, повешенным впереди ее оглобель.
И что бы ни надевал на себя еврей: ермолку, пейсы и лапсердак, или цилиндр и смокинг, крайний ненавистнический фанатизм, беспросветную, оскорбленную брезгливость к гою (свинья, собака, гой, верблюд, осел, менструирующая женщина - вот "нечистое" нисходящими степенями по Талмуду).
И потому каждый еврей ничем не связан со мною: ни землей, которую я люблю, ни языком, ни природой, ни историей, ни потом, ни кровью, ни любовью, ни ненавистью. Потому что в еврейской крови зажигается ненависть только против врагов Израиля.
Если мы все - люди, - хозяева земли, то еврей - всегдашний гость. Оттого-то и смешно, что мы так искренне толкуем о еврейском равноправии.
И оттого-то вечный странник, - еврей, таким глубоким, но почти бессознательным, инстинктивным, привитым 5000-летней наследственностью, стихийным кровным презрением презирает все наше, земное.
Оттого-то, в своем странническом равнодушии к судьбам чужих народов, еврей так часто бывает сводником, торговцем живым товаром, вором, обманщиком, провокатором, шпионом, оставаясь честным и чистым евреем для евреев в среде евреев.
Но есть одна - только одна область, в которой простителен самый узкий национализм. Это область родного языка и литературы. А именно к ней еврей - вообще легко ко всему приспосабливающийся - относится с величайшей небрежностью.
Кто станет спорить об этом?
Ведь никто, как они, внесли и вносят в прелестный русский язык сотни немецких, французских, польских, торгово-условных, телеграфно-сокращенных, нелепых и противных слов. Они создали теперешнюю ужасную по языку нелегальную литературу и социал-демократическую брошюрятину. Они внесли припадочную истеричность и пристрастность в критику и рецензию. Они же полезли в постель, в нужник, в столовую и в ванную к писателям.
Ради Бога, избранный народ! Идите в генералы, инженеры, ученые, доктора, адвокаты - куда хотите! Но не трогайте нашего языка, который вам чужд, и который даже от нас, вскормленных им, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения.
ВЫ ЕГО ОБОССАЛИ, ПОТОМУ ЧТО ВЕЧНО ПЕРЕЕЗЖАЕТЕ НА ДРУГУЮ КВАРТИРУ.
Эх! Писали бы вы, паразиты, на своем говенном жаргоне и читали бы сами себе вслух свои вопли. И оставили бы совсем-совсем русскую литературу. А то они привязались к русской литературе, как иногда к широкому, умному, щедрому, нежному душой, но чересчур мягкосердечному человеку привяжется старая, истеричная, припадочная блядь, найденная на улице, но по привычке ставшая давней любовницей.
И держится она около него воплями, угрозами скандала, угрозой отравиться, клеветой, шантажом, анонимными письмами, а главное - жалким зрелищем своей болезни, старости и изношенности.
И самое верное средство - это дать ей однажды ногой по заднице и выбросить за дверь в горизонтальном положении.
А.И.КУПРИН, 18 МАРТА 1909 ГОД.
андрей полон 
манда кормилица во все времена...
Денис
С разделом статьи под названием "Революция для всех сфер" полностью согласен.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Кто переписал историю россии
Кто переписал историю россии
44
Мужской журнал 07:01 13 окт 2019
«Северный поток – 2» изменил географию Европы
«Северный поток – 2» изменил географию Европы
50
Ваши новости 10:01 15 сен 2021
Алмаз, который изменил науку
Алмаз, который изменил науку
7
Мужской журнал 05:01 11 окт 2018
Что скрывается за красивыми фасадами старинных домов Санкт-Петербурга
Что скрывается за красивыми фасадами старинных домов Санкт-Петербурга
4
Все о работе руками 08:00 04 мар 2024
10 традиционных домов разных народов России
10 традиционных домов разных народов России
2
Все о работе руками 12:30 24 май 2023
Сергей скрипаль заговорил
Сергей скрипаль заговорил
4
Ваши новости 20:52 07 апр 2018
Историю можно переписывать. Камень Ланьчжоу
Историю можно переписывать. Камень Ланьчжоу
12
Мужской журнал 07:01 20 сен 2018
Первым делом безопасность. 7 способов спасти дачу от воров
Первым делом безопасность. 7 способов спасти дачу от воров
3
Все о работе руками 10:01 27 ноя 2023
"Не просили нас освобождать": Как на Западе переписывают историю
"Не просили нас освобождать": Как на Западе переписывают историю
162
Ваши новости 14:15 18 янв 2021
Сербский вклад в историю новороссии
Сербский вклад в историю новороссии
4
Ваши новости 14:23 07 июн 2021
Что скрывают самые глубокие пещеры России и Абхазии
Что скрывают самые глубокие пещеры России и Абхазии
5
Мужской журнал 09:01 05 фев 2022
2 отличных способа удалить пятна с потолка, если вас затопили
2 отличных способа удалить пятна с потолка, если вас затопили
1
Все о работе руками 06:00 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства