Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Как на самой популярной туристической трассе СССР за 2 дня погиб 21 турист

Туристические пешие походы в СССР являлись частью романтики, поэтому были популярны. Но особо выделялся маршрут № 30 – «Через горы к морю», на который даже путевки в профсоюзе добывали чуть ли не по блату. И вот отшлифованный маршрут дал сбой. Стечение обстоятельств привело к тому, что половина группы замерзла на перевале, попав в бурю. Инструкторы до последнего боролись за каждого туриста, разыскивая их в метель до обморожения, а крепкие мужики, участники похода, оттесняли от костра слабых, чтобы самим согреться. Эта трагедия показала лицо каждого, попавшего в трудные условия.
 

Туристические маршруты в СССР как любимое занятие активно отдыхающих

Горные хребты Кавказа. / Фото: gremlincom.ru

Горные хребты Кавказа. / Фото: gremlincom.ru


Туризм в СССР зародился еще до войны с целью занять чем-то людей, оздоровить, поддерживать интерес к родному краю, дать хороший и интересный отдых. Первопроходцами было создано много туристических маршрутов, которые на свой страх и риск исследовали Кавказский хребет. Переход через него позволял спуститься сразу к морю, чем и привлекал многих туристов. От одной путевки туристы получали двойную выгоду – можно было пройтись по красивым местам, получив представление сразу о всех природно-климатических зонах страны, и насладиться отдыхом на море.

В 1936 году началась работа турбазы Хаджох, и появились первые туристы. Изначально поход растягивался на 20 дней, и туристы проходили 155 км. В помощь им выдавались вьючные животные. Со временем были построены дома для туристов, где они могли отдохнуть, согреться, приготовить еду. Самым популярным стал маршрут № 30. По нему отправлялось до тысячи человек за сезон (с июля по сентябрь включительно), то есть 30 групп. В 70–80-х годах к нему был проявлен наибольший интерес. Ежедневно на маршрут выходило до 80 человек (4 группы), а за год – 8-9 тысяч человек.

Туристы на маршруте. / Фото: svastour.ru

Туристы на маршруте. / Фото: svastour.ru


Путевки стоили 45 рублей, а потом возросли до 70 рублей, что для обычных тружеников могло быть проблемой, поэтому большую часть стоимости покрывали профсоюзные организации. Популярность маршрута из-за выхода к морю создавала дефицит путевок, потому что от желающих не было отбоя. На весь маршрут выделялось 15 дней, из которых 5 уже были предназначены для отдыха на море. Это и было самым мотивирующим фактором.

Подготовка к прохождению маршрута № 30: «Через горы к морю»

Маршрут № 30. / Фото: imghub.ru

Маршрут № 30. / Фото: imghub.ru


Маршрут № 30 не являлся тяжелым, потому что брали даже детей от 12 лет, а опытных туристов он не интересовал. Это был организованный туризм, поэтому к каждой группе должны были приставляться опытные инструкторы, которые на самом деле не всегда были таковыми. Работа была сезонной, поэтому ими являлись студенты, и бывало, что довольствовались даже одним переходом, отказываясь потом от работы. Поэтому текучка среди инструкторов была большой. За сезон могло поменяться до 300 человек.

Перед тем как выйти на основной маршрут, инструкторы с туристами выходили на небольшие расстояния, чтобы они получили подготовку, а потом уже отправлялись в поход. Так было и в сентябре 1975 года. Группа под № 93 была собрана на турбазе «Горная» (место, которое было еврейским концлагерем во время Великой Отечественной войны). В этой группе присутствовали люди разной национальности. Подготовкой занимался опытный инструктор Алексей Агеев, но в связи с началом учебного года ему нужно было вернуться на рабочее место, потому что он был учителем. Агеев оставил с туристами обученных инструкторов Алексея Сафонова и Ольгу Ковалеву.

Погодные условия, разделившие группу № 93

Туристы в походе. / Фото: bangkokbook.ru

Туристы в походе. / Фото: bangkokbook.ru


Группа туристов из 51 человека отправилась по маршруту № 30 9 сентября. От «Горной» до турбазы «Кавказ» их довезли на машинах, а до приюта «Тепляк» дошли пешком к вечеру. Именно в этом году появились небольшие изменения в маршруте – ранее приюта «Тепляк» не было. Он сокращал и облегчал прохождение в первый день, но на следующий туристам нужно было пройти на 9 км больше, чем это было раньше. После трагедии маршрут сделали прежним.

Первая ночевка прошла более бурно, чем нужно было бы, учитывая удаленность от цивилизации. Туристы засиделись у костра за праздничным ужином, который сопровождался выпивкой и весельем. Участники устроили шутливую свадьбу, поэтому спать легли поздно, и соответственно подъем оказался трудным. Пока все проснулись, приготовили поесть, уже прошло пару часов – то время, которое входило в преодоление маршрута.

Турбаза на Кавказе. / Фото: vatnikstan.ru

Турбаза на Кавказе. / Фото: vatnikstan.ru


Второй день похода начинался с затяжного подъема на высоту 1800 м. Разделив туристов на две группы, инструкторы повели их в сторону приюта «Фишт». Когда участники, преодолев 5-6 км, вышли в зону альпийских лугов, начался мелкий дождь, потом пошел снег. Обстановка усложнялась тем, что это была открытая и продуваемая местность.

Инструкторы растерялись и не знали, что им делать – идти дальше или вернуться назад? Этого оказалось достаточно, чтобы у некоторых туристов появились сомнения. Нашлось несколько лидеров, которые ратовали за то, чтобы сойти с тропы, укрыться в лесу, и переждать. Этого делать было нельзя, но за ними последовали менее слабые туристы. В итоге туристы разделились на группки по разным сторонам ручья Могильный.

Нарушение дисциплины, эгоизм и самосохранение туристов как основной фактор трагедии

Туристический маршрут. / Фото: bangkokbook.ru

Туристический маршрут. / Фото: bangkokbook.ru


Инструкторы в этой ситуации разделили обязанности – Алексей Сафонов отправился собирать разрозненные группки, потерявшиеся в лесу, а Ольга Ковалева повела к пастушьему балагану тех, кто решился довериться им.

Туристка из Севастополя Л. Косякова потом вспоминала, что товарищи могли перекликаться между собой, не в состоянии соединиться из-за ручья, глубокого снега, бурелома, обрывов. Ситуацию усложнял непрекращающийся снег и холод, а многие в панике побросали свои рюкзаки, в которых находились теплые вещи.

Сафонову удалось собрать несколько человек, переправить их через ручей, и найдя поляну с сухими пихтами, развести костер. Инструктор отправился на поиски девушек (помочь из туристов никто не захотел), а когда их нашел и привел к огню, то оказалось, что его уже нет. Костер догорел, а мужчины, прижавшись друг другу, сидели и дрожали, вместо того чтобы поддерживать костер. Сафонову пришлось уговорами и силой выталкивать их собирать ветки, и снова разжег огонь. Сильные мужчины быстро обступили костер, и отталкивали всех, кто хотел подойти поближе к огню. Риту Кирюшину, которая попыталась погреться, мужчина так толкнул, что она чуть не упала с обрыва. Позже они оправдывались тем, что просто хотели выжить.

Туристическая база. / Фото: svastour.ru

Туристическая база. / Фото: svastour.ru


Ольга Ковалева через несколько часов довела свою группу до хижины. Это был крошечный домик, в котором на тот момент находилось два пастуха В. Острицов и В. Крайний. Они, узнав о беде, вышли на поиски, а Ольгу Коваленко оставили с туристами. Она полностью ослепла от снежной крошки, которая ей попала в глаза. Крайний собирал тех, кто был рядом, а Острицов пошел в лес. Сначала он нашел девушку и парня, усадил их под деревом, чтобы те подождали, пока найдет других. Ему удалось найти большие группы, на местоположение которых указала Ковалева. Группа, которая грелась у костра, с трудом вернулась на тропу и там уже встретилась с пастухом.

Острицов собрал 22 человека и вернулся с ними в домик. Одну студентку он нес на себе, потому что та не могла идти и просила ее бросить. Пастух потом вспоминал, что ее взгляд был отрешенным, не живым. В домике Острицов попросил мужчин, которые первыми пришли и уже согрелись, сходить забрать девушку и парня, ждущих у дерева. Мужчины прошли совсем немного и вернулись, сказав, что под деревом уже никого нет. А там три дня ждала помощи девушка, и только, видимо, ответственность помогла ей не уйти с этого места, что ее и спасло.

Самая страшная трагедия по количеству смертей на туристическом маршруте № 30

Трагедия на маршруте № 30. / Фото: imghub.ru

Трагедия на маршруте № 30. / Фото: imghub.ru


На следующий день, 11 сентября, туристическую группу № 93 догнала группа № 94, но узнав, что на перевале много снега, они повернули назад к приюту «Армянский». Инструкторы и участники видели обмороженных туристов и знали о пропаже людей, но даже не сообщили об этом на турбазу. С Ковалевой и Сафоновым осталась инструктор из группы № 94 Галина Кузминкина, которая отправилась на поиски вместе с пастухом Крайним, и ночью нашли еще несколько человек.

Спасатели 13 сентября нашли под деревом полуживую Светлану Вертиш, за которой не захотели идти мужчины из домика. Вторым возле нее был Михаил Осипенко, но он решил поискать свой рюкзак, и в темноте сорвался в пропасть. Его нашли только на 9-й день поисков. Еще четверо были найдены замерзшими неподалеку от костра. Чтобы согреться, они легли на рюкзаки и укрылись пленкой. Еще одну девушку нашли замерзшей на дне могильной балки. Она была жива, когда мимо проходили двое туристов, пообещавших ей прислать помощь, но дойдя до домика, даже об этом не сказали. Турист Семен Дужайский оступился и упал в расщелину скалы, в которой оказался зажатым, но без травм. Позже на суде турист Николай Загорянский рассказал, что обещал Семену вернуться, но потом подумал, что тот погиб, поэтому и не пошел.

Трагедия на маршруте Кавказа. / Фото: risk.ru

Трагедия на маршруте Кавказа. / Фото: risk.ru


Итог смертельного маршрута: за два дня, 10 и 11 сентября, погиб 21 турист. Причина смерти – переохлаждение. Искать виноватых трудно, потому что неизвестно, кто больше виноват. Туристическая база «Кавказ» не получила сводку об ухудшении погоды и разрешила выйти на маршрут. Не было рации у инструкторов, чтобы попросить помощи. Среди туристов были и опытные альпинисты, которые утверждают, что если бы была взаимовыручка и поддержка друг другу, дисциплина, то беды не случилось.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080424/59636/
Опубликовал:
Теги: фото истории туризм СССР маршрут № 30 Через горы к морю гибель туристов кавказ

Комментарии (7)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Об этом страшном событии в 1981 г. был снят художественный фильм "Штормовое предупреждение". Шакальски-шкурное поведение "просто хотевших выжить" даже в оцензуренно-смягчённом виде смотрелось мерзко. А каково было тем, кто расследовал эту катастрофу?
Z В. М.
Антон, полностью поддерживаю Ваш
комментарий.
Олег
Головотяпство и непрофессионализм - наиболее распространенные причины трагедий во времена СССР.
Юрий Шальнов 
Можно подумать, что сегодня стало лучше и трагедий стало меньше!
Денис
Олег, поверьте, сейчас ситуация точно такая же.
Денис
"Среди туристов были и опытные альпинисты, которые утверждают, что если бы была взаимовыручка и поддержка друг другу, дисциплина, то беды не случилось" - "альпинистской" дисциплины в туристической группе за короткий срок добиться невозможно.
"В этой группе присутствовали люди разной национальности" - скорее: "разных национальностей".
владимир
Вообще то там была куча спасателей, в том числе и наша группа, армейцы были с вертолётом, подвозили провиант, делали связь. Местных- да, пару человек вроде было, один верховой. Но все работы по поиску погибших делали наши ребята, последнего, который был с девушкой под ёлкой- да нашли после долгих поисков. На тропе 2-3 группки нашли девушек сибирячек- в майках, хотя в рюкзаках были свитера- в обнимку с бутылками водки. Многие погибли по пьяни. Не пошли к лесу, грелись водкой. А девушка- инструктор- молодец! Парня инструктора вообще не видели. Как то так.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
СССР погиб благодаря случаю?
СССР погиб благодаря случаю?
249
Ваши новости 09:16 04 дек 2020
Зачем в СССР вешали ковры на стены, и почему эта традиция стала такой популярной
Зачем в СССР вешали ковры на стены, и почему эта традиция стала такой популярной
7
Все о работе руками 06:01 11 ноя 2023
Погиб глава МЧС России Евгений Зиничев
Погиб глава МЧС России Евгений Зиничев
5
Ваши новости 17:04 08 сен 2021
3 «золотых» правила езды по трассе, которым не учат в автошколе
3 «золотых» правила езды по трассе, которым не учат в автошколе
17
Авто-Тема 08:20 07 окт 2021
Какие сигналы подают дальнобойщики водителям легковых на трассе
Какие сигналы подают дальнобойщики водителям легковых на трассе
0
Авто-Тема 08:21 18 апр 2024
Скорость на трассе: какая выгоднее и экономнее для горячего
Скорость на трассе: какая выгоднее и экономнее для горячего
2
Авто-Тема 09:45 21 мар 2024
Культовые мотоциклы в СССР
Культовые мотоциклы в СССР
6
Авто-Тема 23:48 25 авг 2018
Главные ошибки водителей при движении на трассе зимой
Главные ошибки водителей при движении на трассе зимой
1
Авто-Тема 09:53 26 дек 2023
«Дельта»: Самый престижный мопед в позднем СССР
«Дельта»: Самый престижный мопед в позднем СССР
0
Авто-Тема 19:17 19 ноя 2021
Ожесточенная битва, в ходе которой погиб Сулейман Великолепный
Ожесточенная битва, в ходе которой погиб Сулейман Великолепный
9
Мужской журнал 10:00 19 дек 2021
ДТП в СССР. Берегись автомобиля
ДТП в СССР. Берегись автомобиля
0
Авто-Тема 17:02 05 фев 2019
Уникальные советские мотоциклы
Уникальные советские мотоциклы
0
Авто-Тема 07:13 14 фев 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства