В далеком прошлом у славян был широко распространен такой обычай: из подручных средств сооружали куклу (обычно похожую на человека), наряжали ее в мужскую или женскую одежду, украшали, добавляли пикантные детали, чтобы было сразу понятно, «он» это или «она»; а после – с пением, шествием, танцами и другими ритуалами – эту куклу либо хоронили, либо уничтожали, сжигая, разрывая на части или сбрасывая в реку. Вот зачем это делали и почему отголоски древних традиций никуда не деваются, и людям по-прежнему доводится воспроизводить ритуалы их предков.
Все ради урожая
Не стоит сводить старинные праздники лишь к стремлению отдохнуть от тяжелой работы и развлечься в весенний выходной. Чтобы понять, как было устроено мировоззрение человека семь, десять, пятнадцать веков тому назад, нужно вспомнить, как много в его жизни зависело от урожая, от плодородия земли, от стихий, которые могли или сделать ближайшие месяцы сытыми и благополучными, или заставить целые села жить впроголодь. Понять, как можно воздействовать на погоду, на солнце, на дождь, а главное – на землю, которая дарит урожай, «уговорить» их и было главной целью всех обрядов.
Заботились еще и о плодовитости скота, да и при ожидании собственного потомства нелишним было испросить особой милости от высших сил. Плодородие во всех его смыслах составляло предмет особой заботы человека прошлого, с ним были связаны многочисленные приметы и наблюдения, к нему привязывали календарь, ради него проводили обряды. Куклы, которые олицетворяли то или иное языческое божество, часто «награждались» выраженными признаками пола, например, Ярило, персонаж мужского рода, «отвечавший» за плодородие.
«Хоронили» не только куклу, но и зиму, холода, праздновали новое рождение весны и урожая. Источник: commons.wikimedia.org
Как и многие другие персонажи языческой мифологии, Ярило то умирал, то возрождался снова, и в первое воскресенье после Троицы Ярило полагалось хоронить. Перед тем, как предать куклу земле, ее украшали, носили по деревне, сопровождая шествие плачем и рыданиями. В основном эта традиция соблюдалась в Поволжье и в южнорусских землях. Похороны Ярилы, «Яриловка», приходились на то время, когда начинает колоситься яровой хлеб, на летнее солнцестояние.
Женские образы весны и лета
В украинских землях и во многих российских губерниях – Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской и собственно Костромской – ежегодно «хоронили» Кострубоньку, или Кострому, так провожали весну и встречали лето. Кострома, которая по легендам приходилась сестрой Купале, тоже, по поверьям, могла подарить земле плодородие. Чучело делали из «костры» – соломы, одевали его в женскую рубаху, повязывали платок, украшали зеленью (чаще всего дубовой веткой) и цветами. После обрядовых песен и плачей чучело сжигали или хоронили.
У западных славян похожим персонажем была Марена, прощание с ней приходилось на конец зимы и начало весны. В Словакии, Моравии, Чехии, Польше в конце Великого поста проводили этот ритуал, который должен был ускорять приход лета и охранять от грозных стихий. На чучело надевали рубаху последнего умершего в селе человека и пояс девушки, которая последней вышла замуж. Само участие в обряде похорон Марены, по поверьям, служило оберегом от несчастий, а девушкам сулило скорую свадьбу.
Марена, божество, аналогичное античным Гекате и Персефоне, богиням смерти
Всем знакомая Масленица, тоже связанная с сожжением символического образа зимы, была известна на Руси задолго до принятия христианства и поначалу, видимо, приурочивалась к дню весеннего равноденствия (тогда же начинался год). Новые обычаи не вытеснили этот праздник наступления весны, только сместили его на более раннее время, чтобы он не приходился на период поста. Чучело Масленицы традиционно наряжали в старую, ветхую одежду, часто – в вывороченный мехом наружу тулуп.
Кого еще «хоронили» ради урожая
На территории нынешних Калужской, Тульской, Курской, Брянской, Белгородской областей разыгрывали «крещение и похороны кукушки». Кукла могла напоминать фигурку женщины или птицы и связывалась с обрядом кумления, когда устанавливались отношения кумовства. Во время изготовления чучела кумились, после хоронили кукушку, а потом – раскумливались. В обряде были задействованы главным образом незамужние девушки, а все действо предполагало установление магической связи с кукушкой, необходимый этап женской инициации.
Кукла «кукушка» была связана с обрядом кумления
В белорусской культуре было принять хоронить Деда, этот обряд не забыт и сегодня. «Праздник» довольно специфический и очень уж похож на реальные похороны и поминки, только вот «усопшим» становится кукла в человеческий рост. Главное ее отличие – гипертрофированное мужское достоинство, по этой причине дети и незамужние девушки к обряду проводов «покойника» не допускались. После натуралистичного оплакивания «Деда» закапывали, а в доме устраивали «поминки», после чего следовали пляски, песни, частушки и вообще веселье: считалось, что началась весна.
Комментарии (9)