Этот необычный вид транспорта широко распространен во многих странах Азии. В японском языке слово «дзинрикися», которое европейцы трансформировали в «рикша», состоит из трех иероглифов, которые означают «человек», «сила» и «повозка». Очень точное обозначение, ведь рикша — это человек, тянущий за собой повозку с грузом или пассажирами.
Когда появился такой транспорт, сказать определенно никто не может. Есть предположение, что в шестидесятых годах XIX века американский священник-баптист Джонотан Гобл, проживавший в японском городе Иокогама, возил в повозке по городу свою больную жену. Именно, благодаря Гоблу, такой способ стал вскоре популярен.
Европейцы могут возразить, вспомнив, что такие повозки использовались в Париже гораздо раньше, еще в XVIII веке. Их можно увидеть на картинах художников того времени. Например, одно из полотен французского художника и гравера Клода Жилло называется «Встреча двух повозок». Картина была написана в 1707 году, а изображены на ней двое французов, тянущих за собой повозки с пассажирами.
Правда, сохранилось документальное свидетельство того, что в 1870 году трое предприимчивых японцев — Косукэ Такаяма, Есукэ Идзуми и Токудзиро Судзуки – получили официальное разрешение, дающее право на изготовление и продажу повозок для рикш. Пожалуй, их и можно считать теми, кто поставил это дело, как говорят, на широкую ногу.
Постепенно, рикши стали популярны не только в Японии, но и в Индии, Китае, Гонконге и других азиатских странах. Такой способ передвижения был дешевым и доступным. А большое количество бедняков в городах, готовых за небольшую плату впрягаться в оглобли, привело к тому, что недостатка в рабочей силе не было.
Выносливости рикш могли, наверное, позавидовать даже профессиональные марафонцы. За один день такой человек-такси пробегал от 25 до 50 километров. При этом, большинству из них так и не удавалось выбраться из нищеты. Ночевать им приходилось прямо на улице или в дешевых ночлежках.
Появление автомобиля, конечно, серьезно ударило по, заработку рикш, тем более, что они и раньше едва сводили концы с концами. Например, в Японии за первые тридцать лет двадцатого века число рикш уменьшилось почти в двадцать раз. Кроме того, правительства многих стран посчитали такой вид передвижения не гуманным, и ввели запреты на использование рикш-извозчиков. Например, в Китае такой запрет вышел еще в 1949 году. А в 1982 году в индийском штате Западная Бенгалия была даже проведена крупная «спецоперация» по уничтожению повозок. За несколько дней на свалке оказалось более 1 000 тележек.
Но, это не означает, что сейчас рикш уже нельзя увидеть на улицах стран Азии. Где-то такой способ передвижения – отличное средство для заманивания туристов. А некоторые бедняки игнорируют запреты лишь потому, что не имеют другого способа хоть как-то прокормить себя и семью. Кстати, в сезон дождей, когда на улицах многих городов Индии происходит настоящий потоп и движение машин практически невозможно, властям невольно приходится обращаться за помощью к рикшам.
В эпоху СССР советские моряки торгового флота нередко бывали в азиатских странах. Перед отправкой за рубеж они проходили инструктирование. Например, им настоятельно не рекомендовали пользоваться услугами рикш. Считалось, что для человека из страны победившего социализма такой способ передвижения недопустим.
Комментарии (2)