Согласно архивным документам, первые извозчики в Москве появились еще в шестнадцатом столетии. Со временем Первопрестольная росла, соответственно, увеличивалось и количество извозчиков, услугами которых охотно пользовались горожане. Например, в середине семнадцатого века в Москве насчитывалось около 2 000 извозчиков, а к концу девятнадцатого столетия в десять раз больше. В то время в Москве проживало более одного миллиона человек, по этому показателю она уступала лишь Санкт-Петербургу.
Количество извозчиков в Москве резко возрастало в зимнее время, а летом их было гораздо меньше. Это объяснялось тем, что извозом занимались не только жители Москвы, но и крестьяне окрестных сел и деревень. Поэтому, в весенне-летний сезон они покидали город и отправлялись домой, чтобы заниматься хозяйством.
Извозчиков было принято делить на три категории: «ваньки», «резвые» и «лихачи». Дешевле всего стоили услуги «ванек», основную массу которых составляли именно крестьяне, прибывавшие в Москву на сезонный заработок. Они не могли похвалиться добротным экипажем или резвыми рысаками. Но и брали за поездку не дорого, что привлекало небогатых москвичей. К тому же «ваньки» значительную часть заработка отдавали за постой, ведь своего жилья в Москве у них не было.
А вот «резвые» и «лихачи» были извозчиками гораздо более высокого ранга. Как правило, они занимались извозом круглый год. «Резвые» имели отличных лошадей, а «лихачи» еще и качественные экипажи, часто на резиновом ходу. В экипаж они порой впрягали двух, а то и трех коней. Что, естественно, сказывалось на стоимости проезда. Бедняки услугами «резвых» и «лихачей» не пользовались.
В середине девятнадцатого века популярность в Москве получили еще и ломовые извозчики, которые занимались перевозом тяжелых грузов: дров, мебели, строительных материалов и так далее. От лошадей ломовых извозчиков требовалась не резвость, а сила. Поэтому, «ломовики» использовали в работе коней-тяжеловозов. К концу девятнадцатого века ломовым извозом в Москве занимались более 15 000 человек.
Среди московских извозчиков были свои знаменитости. Например, в декабре 1901 года в газете «Новости дня» появилась заметка о том, что своеобразный юбилей отметил Ефим Быстряков, который занимался этим промыслом на протяжении 60 лет. Самому Быстрякову на тот момент было уже 74 года. В заметке отмечалось, что извозчик-ветеран ведет исключительно трезвый образ жизни. За шесть десятилетий Ефим Быстряков сколотил себе капитал, достаточный для того, чтобы купить под Москвой небольшое имение.
Но далеко не все извозчики отмечались примерным поведением, подобно Быстрякову. Были среди них и нарушители правил дорожного движения. В той же газете «Новости дня» была опубликована информация о том, что извозчик №3974 занимался промыслом в нетрезвом виде, не реагировал на требования полиции. За что и получил соответствующее наказание — арест на 14 суток.
До революции извозчики должны были получить официальное разрешение на свой промысел и уплачивали налоги. Им выдавались специальные номерные знаки, которые крепились на повозку. До настоящего времени случается, что в Москве или ее окрестностях находят старые номера извозчиков. Они, кстати, очень востребованы среди коллекционеров номерных знаков.
Уличная стоянка, где извозчики ждали седоков, носила громкое название «биржа». Даже в знаменитом словаре Владимира Ивановича Даля слово «биржа» имеет двоякое толкование. Это не только «место сбора людей торговых», но и «место сбора извозчиков, их остановка, на которой они ждали своих седоков». Самая популярная московская биржа извозчиков находилась на Лубянской площади, рядом с фонтаном Мытищинского водопровода.
Со временем правила для извозчиков становились все более строгими. Например, вводились ограничения по возрасту, извозчиком могли становиться только лица мужского пола, достигшие семнадцатилетнего возраста. В темное время суток должны были пользоваться специальными фонарями. Не разрешалось оставлять свой экипаж без присмотра.
На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков за поездку внутри Москвы извозчики брали около 20 копеек. Но, цена могла расти или падать, в зависимости от спроса на услуги извозчиков в данный момент. Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» вспоминал, как за проезд из Лефортова в Хамовники извозчик запросил 20 копеек, но затем согласился и на 12.
В начале двадцатого века у московских извозчиков появились серьезные конкуренты. Сначала трамваи, затем автомобили. А в тридцатые годы была открыта первая линия метро. Все реже и реже пассажиры пользовались услугами извозчиков. В 1939 году на всю Москву их было лишь 57. А через несколько лет не осталось ни одного. Научно-технический прогресс сделал свое дело.
Комментарии (3)