Казнь в Османской империи считалась мерой решения многих проблем. Она касалась не только простых людей, но и визирей, а также принцев-наследников. Жизнь последних всегда висела на волоске, потому что долгое время существовал братоубийственный закон «Фатих». Казнили независимо от титула и сословия, а должность визиря одно время приравнивали к проклятию – за малейшую провинность его казнили. В палачи выбирали особых людей – от садовников-бостанджи до людей с недостатками слуха и речи, не знавших сострадания. Шанс на жизнь можно было получить, если давали возможность посоревноваться с палачом в забеге.
Братоубийственный закон в Османской империи
Братоубийственный закон в Османской империи. / Фото: Кинопоиск
Долгое время в Османской империи не было права престолонаследия: кто первым занял место и удержал его – тот и правит. Мехмед II Фатих издал указ, разрешающий тому, кто займет султанат, убить родных братьев. Считалось, что это позволяло сохранить спокойствие в империи, в отличие от других стран, в которых за престолонаследие велись настоящие войны и тем самым разоряли страну. В династии Османов всегда находились братья, которые могли бы претендовать на наследство, поэтому их устранение обеспечивало султану спокойное правление. Так появился негласный закон «Фатиха», который продержался несколько веков.
С XVII века закон о братоубийстве был нарушен Ахмедом I, которому пришлось стать султаном в 13 лет. Он не казнил своего брата Мустафу, который впоследствии стал преемником султаната после его скоропостижной смерти. После этого многих шехзаде перестали убивать, но держали взаперти. Это не была темница, а покои, из которых нельзя было выходить. «Золотая клетка» со всеми удобствами сводила с ума, потому что находящиеся под стражей принцы понимали, что в любой момент их могут убить.
Палачи Османской империи: исполнители правосудия
Палачи в Османской империи. / Фото: pulse.mail.ru
Для поддержания порядка в Османской империи часто использовали казнь, но для этого требовался человек, который бы хорошо выполнял обязанности палача. Выбирали на эту «должность» глухих и немых: они не могли слышать вопли, жалобы и прошения, а также сами не могли ничего сказать. Видимо, поэтому палачи славились такой жестокостью – они не слышали боли. Таких боялись и ненавидели, но и без них не могли обойтись.
В XVII веке в Османской империи произошел кризис: произошло много переворотов, и считается, что виной этому было игнорирование закона «Фатиха», позволившее наследникам сражаться за престолонаследие. Это время было окрашено кровью и казнями, совершавшимися с большой частотой. Самым прославленным палачом оказался Кара Али, которого боялись как огня, даже один его вид приводил в ужас. Он всегда появлялся с мечом на правом плече, придерживая его за рукоять, а на поясе висела смазанная маслом веревка. В любую погоду он ходил с открытой грудью, что еще сильнее делало его страшным. О нем рассказывали, что он улыбался только в том случае, когда выполнял свое дело, и часто нарушал протокол, приводя казнь в исполнение, не дожидаясь бостанджи-паши.
Однажды даже он показал человеческие чувства. Ему было приказано убить безумного султана Ибрагима I, к которому Али неожиданно проявил сострадание и отказался это делать. Тогда ему пригрозили смертью, и ничего не оставалось, как совершить казнь, но она была последней. После этого он отказался быть палачом и стал дервишем, видимо, чтобы таким образом очистить муки совести.
Бостанджи-паша и палач-садовник. / Фото: kulturologia.ru
До XV века палачей как таковых не было, несмотря на то, что смертные приговоры выносились. Просто это входило в обязанности садовников-бостанджи. Эти люди между своей основной работой выполняли и черную миссию. Они ухаживали за садом во дворцах, а когда нужно было, исполняли казнь. Однако сам вид бостанджи наводил ужас, особенно, если они заходили во дворец. Все сразу понимали, что у них сегодня другая обязанность. Именно с их помощью султан Ибрагим Безумный избавился от своего гарема в 280 девушек, чтобы набрать новый. Их поместили в мешки и скинули в море.
Судьба палачей все же была незавидной. Из-за своего ремесла их никто не любил, и они не создавали семьи, чтобы проклятие не пало на их род. Умирали в одиночестве и даже хоронили отдельно на кладбище для палачей, которое зарастало травой, ведь никто эти могилки не проведывал.
Место казни в Османской империи
Дворец Топкапы. / Фото: forum.awd.ru
Решение о казни принимались быстро, но исполнение было разным. Все зависело от статуса лица и тяжести преступления. Визирей и членов династии Осман душили тетивой от лука или шелковым платком, потому что по традиции нельзя было проливать их кровь. Поэтому и применялось удушение. Госслужащих обезглавливали мечом, а за преступления делали казнь такую, которая давала долгую и мучительную смерть.
Заключенных содержали в тюрьмах Эдикюль, Терсана и Румели Хисар, и последнее, что они видели, - двор султанского дворца. Дворца Топкапы все боялись. Мимо него даже страшно было проходить: в нем находились огромные камни-столбы, на которые помещали головы казненных, либо на воротах развешивали отрезанные части тела. Но отвратительнее всего был фонтан, в котором палачи омывали руки и топоры после казни.
Обвиняемый ждал решения в замке Балыкхане либо в Эдикюле. Палачи приходили и вручали ему чашу с щербетом. Если он был белого цвета, то это означало свободу, а красный цвет щербета означал смертную казнь, которая исполнялась сразу после того, как осужденный его выпивал.
Выжить после вынесения смертной казни
Приговор и казнь. / Фото: Кинопоиск
При правлении султана Селима I визирям досталось больше всего – за малейшую ошибку их приговаривали к смертной казни. Из-за этого должность первого министра начали считать проклятой, и никто не стремился занять такое положение. Говорили, что назначенный на должность визиря, уходя утром из дома, носил в складках одежды завещание, потому что не знал, вернется ли вечером домой. При правлении Селима Грозного за 8 лет было казнено семь визирей и 30 тысяч человек.
С конца XVIII века у осужденных визирей появился шанс на жизнь после вынесения смертного приговора. Способ не был узаконен и применялся не так часто, однако слухи о таком методе все же распространились. По разрешению сверху главный садовник Топкапы и он же палач мог вызвать обвиняемого на соревнование – забег на 300 ярдов от дворца через сады к Рыбным воротам. Если приговоренный прибегал первым, то ему смягчали наказание и просто выселяли из страны. В случае, когда палач прибегал первым, казнь через удушение приводилась в исполнение на месте.
Учитывая, что садовники-бостанджи были все же тренированными в работе и военном деле людьми, а визири – это чаще чиновники в возрасте, то им добежать первыми было трудно, и таких счастливчиков были единицы. В начале XIX века прошел слух о последнем визире Хаджи Салих-паше, предшественника которого казнили после 9 дней правления. Хаджи смог опередить палача, не желая разделить участь остальных. Но он получил не только право на жизнь, но и славу, из-за чего не был наказан ссылкой, а наоборот, получил пост генерал-губернатора Дамаска.
Вскоре многие обычаи были забыты, потому что и сама Османская империя рассыпалась на части. После возрождения турецкого государства при Кемале Ататюрке через сто лет в начале XX века старые традиции даже не вспомнили и не применялись.
Комментарии (1)