Произошедший в 1650–1660 годах раскол русской православной церкви породил множество сект. Некоторые из них, например скопцы, были агрессивны в своих убеждениях и смогли оказать влияние даже на императора Александра I.
А секта духоборов, наоборот, никакой агрессии не проявляла. Но и к миролюбивым сектантам общество и церковь относились плохо. Причём настолько, что в одно время всех сектантов едва не истребили.
Убеждения секты духоборов
Духоборы появились после раскола русской православной церкви и проведённых патриархом Никоном реформ. Основателями секты стали купец Побирохин и казак Колесников. Они не гнались за деньгами или властью, как другие основатели сект. Нет, они всего лишь хотели донести свои убеждения мирным путём до как можно большего числа людей. Их христианская секта во многом основывалась на библейских законах. Но трактовались они духоборами по-своему. Примечательно, что в духоборчестве переплелось множество убеждений из других религий, в частности из даосизма, буддизма и индуизма.
Например, они не верили, что каждый появляется на свет уже грешным. В духоборчестве каждый человек изначально был безгрешным, а грешником его делали поступки, совершенные в жизни. Верили духоборы и в то, что после смерти человек возрождается в другом теле. Так, последователи духоборчества считали, что после распятия на кресте Иисус воскрес в новом теле. Не верили в секте духоборов и в существование ада и рая. Считалось, что человек самостоятельно создаёт на земле рай или ад своими деяниями. Можно сказать, что во многом духоборы полагались на собственные силы, а не на божественные.
Духоборы и церковь
У русской церкви отношения к духоборчеству было двояким. С одной стороны, в духоборах видели последователей старых идей, существовавших до раскола. С другой — считали еретиками и отступниками. Но духоборов мало волновало любое отношение церкви к себе.
Они не посещали православные службы в храмах. Более того, духоборы считали, что каждый из них должен сотворить церковь внутри себя. Они молились дома в одиночестве, исповедовались тоже в одиночку, просто рассказывая Богу о своих прегрешениях. Не следовали они и многим обрядам. Например, умерших духоборы хоронили в могилах без крестов. Вместо них на могиле ставили небольшие столбы с насечками. Кладбища духоборы делали на границах своих поселений. В самое большое из них в 1818 году даже приехал сам император Александр I. Аккуратность и хороший урожай сектантов так понравились императору, что он выделил им землю в Крыму. Но вскоре после этого начались гонения на участников секты духоборов.
Христианская секта в опале
Оказавшийся на троне после Александра I император к духоборчеству отнёсся крайне негативно. Отданные им крымские земли он отнял и передал православным христианам. А «неблагонадёжных элементов», то есть духоборов, выслали в Армению и Грузию. Некоторое время сектанты жили там мирно, хотя условия были и не самыми лучшими. Однако в 1887 году ввели общую воинскую повинность, нести которую духоборы отказались. По их убеждению нельзя было брать в руки оружие, чтобы убивать других людей. Они даже написали письмо местному губернатору с просьбой освободить их от воинской повинности. Но губернатор ответил отказом и расценил неповиновение как бунт. А когда он узнал, что духоборы спалили всё-таки имеющееся у них оружие, то принял суровые меры.
Гореловка, «столица» духоборцев в Грузии, 1893 год
К поселению духоборов были отправлены жандармы, которые убили большинство мужчин и изнасиловали всех женщин. Дома сектантов были сожжены, а выжившие духоборы отправились или в штрафные войска, или в ссылки. Такая несправедливость к миролюбивым людям шокировала многих, в том числе и Льва Толстого.
Писатель стал оказывать духоборам материальную помощь. Он рассылал множество писем об их бедственном положении в российские и зарубежные газеты. Но всё было зря. На русской земле духоборам не нашлось места. Их штрафовали и избивали за малейшие провинности. Приверженцам духоборчества нельзя было выходить из дома и разговаривать друг с другом. Устав от такого положения, они решили покинуть Россию. В качестве нового места поселения руководители общин рассматривали Китай, Кипр и даже Гавайские острова. Однако в конечном итоге большинство духоборов перебралось в Канаду.
Первая партия русских переселенцев из секты духоборов высадилась в канадском порту Галифакс. 20 января 1899 года
Мир и война
В конце XIX века 10 000 духоборов на деньги Льва Толстого отправились в Канаду. Вскоре к ним присоединился Владимир Бонч-Бруевич, ставший впоследствии одним из соратников Владимира Ленина. Именно он составил сборник правил жизни духоборов под название «Животная книга духоборцев». Она стала их второй Библией. Помимо нравоучений, в книге были записаны и пророчества. Одно из них сулило царю потерю престола, если он отпустит духоборов из страны. Так и вышло: Николай II был вынужден отречься от престола в 1917. Сбывшееся пророчество никак не повлияло на жизнь духоборов. В Канаде они основали несколько поселений в провинции Саскачеван и занялись земледелием и скотоводством. С теми же духоборами, кто остался в России, дела обстояли гораздо хуже.
Русские духоборцы в Канаде на заводе в Гранд-Форксе. 1914 год
Пришедшие к власти большевики не приняли сам факт существования христианской секты. За отказ воевать с белогвардейцами, духоборов сажали в тюрьмы или расстреливали. А соратника Ленина Бонч-Бруневича обвинили в содействии сектантам. Уже после падения советской власти было издано постановление, обещающее поддержку духоборам, решившим вернуться на родину. Многие всё-таки вернулись и поселились в Брянской, Тамбовской и Ростовской областях. Сегодня российские общины духоборов занимаются сельским хозяйством и не подвергаются гонениям православной церкви.
Комментарии (3)