Пакетное мышление – очень популярный социальный феномен в наши дни. Этот термин социологов в основе своей образности имеет не пакет, в котором мы носим вещи, а пакет услуг. Материал даст примеры пакетного мышления и того, к чему оно может приводить.
1. Что это такое?
Берём? / Фото: iktoriafoto.ru
Российский журналист Павел Лобков объясняет пакетное мышление очень доходчиво: «Пакетное мышление – это когда человек выбирает определенную идеологию, занимает некий пузырь, в котором принята определённая система ценностей. Одним словом, человек выбирает себе определённый пакет и покупает своё мировоззрение уже в готовом виде. Не формирует мировоззрение сам, а покупает готовый пакет, как тарифный план у провайдера. Это очень удобно. Как «Комбо» в «Вкусно - и точка». Это определённый строй мышления. Примеры пакетного мышления иногда начитанные люди называют персонажами из классики: «купчиха Островского», «гоголевский чиновник», «еврей Шолом-Алейхема». Это те типы, которые мы чётко узнаём. Если человеку начинает нравится что-то за пределами этого пакета, то он, как правило, это скрывает от окружающих. Но если у него находятся силы открыто выйти за пределы своего пакета – то по нынешним временам это уже героизм. Так как внутри своего пузыря – это показывают все социальные исследования – очень уютно, чрезвычайно уютно.
Одно из первых подобных исследований было проведено в 2015 году в Польше. Оно касалось дискуссии относительно врождённой привилегии потомков шляхтичей – польских дворян. Выяснилось, что один пузырь не понимает другой, у них совершенно разные понятия и даже лексикон. Современные американские учёные сейчас много пишут о пузырях. Речь о том, что удобно строить вокруг себя свой маленький комфортный мир и отбирать невольно из окружающей среды те мнения, которые тебе комфортны. Кстати, на этом построены алгоритмы соцсетей: они подсовывают тебе то, что ты, скорее всего, полюбишь, будешь смотреть, а значит и больше просмотров рекламы на этом ролике давать. Соцсети сейчас построены так, чтобы ты жил в очень уютном пузыре и не прочитал ничего для себя неприятного».
2. Примеры «пакетов»
Фото: freepik
Павел Лобков приводит следующие популярные примеры современных «пакетов»: «Пример пакета 1: традиционные ценности, православие, поддержка любых решений правительства и большие, крупногабаритные машины (можно дешёвые). Пример пакета 2: квартира-студио с окнами в пол, беспородная собака из приюта, веганство, сортировка мусора уровня: бог. Пример пакета 3: девочка с синими волосами, работает в медиа нового типа, ей 20 лет, у неё нет никакого опыта, и она постоянно повторяет, что отсутствие опыта – это замечательно. В обеденный перерыв, заказав себе веганскую еду, она спешит рассказать коллегам, как лечит депрессию».
3. Популярный пакет «бьюти»
Бьюти-пакет. / Фото: malpark.ru
«Ты меня пригласи в ресторан - я надену всё лучшее сразу...» Казалось бы, образ дамы из извечной песни давно в прошлом... Вовсе нет. Он апдейтился, трансформировался под новую социокультурную данность 21 века. Просто прогуляйтесь вечером в выходной по центральным улицам города: на террасах ресторанов грозди красоток с тщательно выпрямленным волосами (беспрерывно наглаживать прядь кистью с гель-лаковым острым маникюром обязательно!) Это настоящая субкультура. Впрочем, поколение 30+, въехавшее в юмор песни Шнурова «Экспонат» и так всё поняли. Итак, условно назовём этот «пузырь» по Лобкову пакетом «бьюти». Красотки полагают жизнь удавшейся, если сидение в ресторане с актуальным айфоном, наращёнными ресницами и пышными ланитами приводит к браку с машиной... Ой, мужчиной с машиной, квартирой и работой, позволяющей барышне продолжать привычны образ жизни.
Ну, да и Бог бы с ними. Вполне безобидные млекопитающие. Однако внутри такой субкультуры небезопасно. Допустим, ваши подруги - дамы описанного типа. Чтобы соответствовать, вы должны сделать губы, скорректировать скулы, вставить импланты, поставить виниры, забыть советы ортопеда (речь об обуви только на каблуке везде и всегда), похудеть до шаблона, невзирая на индивидуальную физиологию. Иначе вы не в пакете. И не забудьте: о том, что вы прочитали Бёрджесса и посмотрели новый фильм Озона, лучше молчите. Зато в пакет входит характерный стиль речи. «Я такая ему говорю... А он такой говорит... А я такая ему...» (количество однотипных конструкций приветствуется). «Я сегодня на печальном», «Я сегодня на спортивном» и т.п. А вот пакетный грамматический оборот, услышав который филологи заряжают ружьё: «Я ему сказала ТО, ЧТО...»
4. Популярный пакет «традиционно-матримониальный»
Пакет, которому много сотен лет. / Фото: papik.pro
Пакетное мышление патриархального типа предполагает закрепление за такими словами и выражениями, как «счастье», «полнота жизни», «повезло в жизни», «жизнь сложилась», «устроился в жизни» определенны набор характеристик. Представим себе, что среднестатистическая молодая женщина 25-30 лет из конкретно этого «пузыря» с патриархальными взглядами вырвалась из «родительского гнезда» и живёт отдельно, является хорошим специалистом и работает на хорошей работе, имеет своё жильё, авто и возможность путешествовать. Получается, что технически она из своего патриархального «пузыря» вырвалась.
Но тут вмешивается окружение близкое. Некоторые люди полагают себя в близкой связи с роднёй. И вот каждый раз при встрече родители и прочая родня начинают спрашивать: «Ну когда уже?» (брак, дети, «часики тикают»). И девушка может начать полагать, что ей срочно нужен спутник жизни для того, чтобы она всё же стала «устроенной в жизни» для своей родни. Счастливые отношения возможны лишь с тем партнёром, которого любишь, который тебе во всем подходит. Но никак не с тем, что «для галочки». Если вы вышли замуж за первого, с кем вам показалось, что «стерпится – слюбится», то перспективы такого брака весьма сомнительны. А если появятся дети – да всё потом с горки покатится.
5. Популярный пакет «феминистский»
Это феминизм, детка. / Фото: flectone.ru
Предположим, что в среде феминисток вы считаетесь за свою. Это интересный «пузырь» сейчас и правила в нём весьма своеобразны! Будучи феминисткой, вы не просто должны считать себя самостоятельной и независимой женщиной, но и соответствовать внешне, а также образом жизни и прочими нюансами. Итак. Вы не должны красить волосы тогда, когда вы начинаете седеть или поседели. Поэтому вы вынуждены пугать всех своей не очень красивой сединой и заставлять подростков уступать вам место в автобусе, когда вам 45 и вы полны сил для свершений.
Вы также можете быть вынуждены носить короткие стрижки, ибо «коса – девичья краса» - первый признак того, что сейчас набегут мужчины и будут вас «объективизировать». Хм. К «объективации» мужчинами за одну секунду могут привести также такие действия, как бритьё ног и подмышек, ношение платьев, использование декоративной косметики. Если углубиться дальше в данный пакет, то пойдёт в ход запрет на использование антиперспирантов, ибо естественные запахи – это норм. Вот только это норм тогда, когда вы живёте в феминистской общине на хуторе, в противном случае в процессе социализации это приведёт к вопросам лично к вам.
6. Популярный пакет «ЗОЖный»
- А почему мы покупаем всё без глютена? - Неважно, так надо! / Фото: alfagost.ru
Это означает, что нужно покупать безглютеновые продукты, хотя они вредят только тем, у кого целиакия. Это означает, что нужно покупать безлактозное молоко (кстати, оно дико сладкое!!!), хотя оно нужно только тем, у кого непереносимость лактозы. Это значит, что нужно ходить 20000 шагов и в снег и в град, даже если оделся не по погоде. Это означает, что нужно быть веганом / сыроедом, хотя давно доказано, что это ведёт к дефицитам железа, магния, кальция, хронической усталости, сверхбыстрому старению кожи и другому нехорошему. Но какая разница? Пакет же выбран!
Комментарии (4)