Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

Царь-танк - шедевральное изобретение капитана Лебеденко

В годы Первой мировой войны Россия не была даже в тройке лидеров по производству военной техники. Зато стала обладательницей одного из самых больших в мире танков. Им был танк «Нетопырь», созданный про проекту инженера Лебеденко.

Со своими чертежами и двигающейся моделью Лебеденко пробился к самому императору Николаю II. Проект так понравился самодержцу, что разрешение и деньги на его осуществление были выданы немедленно. Однако боевая сухопутная машина Лебеденко так и осталась в единственном экземпляре.

Проект первого русского танка

План по созданию уникального в своём роде танка на колёсах родился у инженера Николая Лебеденко в 1914 году. В то время Николай Николаевич был руководителем лаборатории военных изобретений. На её базе занимались разработкой приборов для сброса бомб для русского бомбардировщика «Илья Муромец». Но вместе с этим российская армия нуждалась и в сухопутной технике, способной напугать и разгромить врагов.

Именно такой техникой и стал Царь-танк Лебеденко, прозванный так по аналогии с Царь-колоколом и Царь-ванной. Строго говоря, танком он не являлся — вместо гусениц у него были спицевые колёса. Получалась своего рода огромная колесница с установленными на ней орудиями. И стоит сказать, что она была поистине шедевром. На девятиметровых колёсах покоился лафет, а на нём стояли четыре пулемёта и две пушки. Сзади же у первого русского танка была небольшая тележка с маленькими колёсами. Кстати, машина могла развить хорошую по тем временам скорость — около 17 км/ч. Управлять такой махиной и заряжать её орудия должна была команда из десяти человек.

После разработки проекта дело оставалось за малым. Лебеденко и его команде предстояло добыть деньги, чтобы разработать опытный образец. И за этим инженер через вторые руки обратился к самому императору Николаю II.

Восторг императора — путь к реализации плана

Перво-наперво Лебеденко пошёл по различным инстанциям. И вскоре ему удалось получить одобрение проекта от князя Львова. А тот в свою очередь сумел добиться аудиенции у Николая II. К ней инженер и его помощники подготовились основательно. Ими была сделана модель колёсной боевой машины с заводным механизмом. Оказавшись у императора 8 января 1915 года, Лебеденко показал, как она работает. Самодержец остался в восторге.

По воспоминаниям очевидцев встречи императора и инженера, они долго ползали по полу и смотрели, как работает модель. Та, к счастью, смогла удивить императора. Танк из дерева с лёгкостью перескакивал через стопки книг за счёт огромных колёс. Воодушевлённый будущими победами император выделил деньги, чтобы инженер смог построить танк. Став обладателем 210 000 рублей, Лебеденко приступил к осуществлению своего проекта.

Испытания гигантского танка

Конечно же, танк, должный стать козырем в Первой мировой, строился скрытно ото всех. Детали для неё изготавливали на заводе в Хамовниках и собирались в лесу неподалёку от Дмитрова. Первый русский танк построили в рекордные сроки. От аудиенции у императора до завершения работ прошло всего полгода.

К 27 августа 1915 года Царь-танк был закончен. На него установили два двигателя, снятых с немецкого дирижабля. Это позволило всем 60 тоннам металла и орудий двигаться очень быстро. Но, конечно же, не без проблем. Практически сразу маленькие колёса задней тележки увязли в грязи. Мощности немецких двигателей не хватало. К тому же, выявилась проблема с колёсами. Из-за своего размера они, разумеется, были отличной мишенью для врага. Подумав, команда Лебеденко стала разрабатывать новый двигатель.

Микулин и Стечкин сумели сделать двигатель, но его испытания не увенчались успехом. Даже большая мощность не смогла сдвинуть завязший в земле танк Лебеденко. Амбициозный проект шедевра военной техники потерпел полный крах.

Боевая сухопутная машина, брошенная в лесах

Поскольку новый двигатель не сумел сдвинуть танк «Нетопырь» с места, его решили оставить в лесу. Узнав о провале испытаний, Николай II прекратил финансирование проекта. А ещё стало понятно, что, кроме наведения страха на врага своими размерами, машина Лебеденко больше ни на что не годна.

Инженер же ещё некоторое время пытался убедить императора, что его детище вполне жизнеспособно. Но у него ничего не вышло. Попытки вытащить Царь-танк с помощью различной техники также не увенчались успехом. До 1923 года колёсная боевая машина так и простояла под Дмитровом. Ушлые крестьяне быстро разобрали её на металлолом, в первую очередь сняв огромные колёса.

Но полным крахом проект Лебеденко всё-таки считать нельзя. Автор второго двигателя для него Александр Микулин стал выдающимся инженером. Именно он разработал авиамотор для самолётов Ил-2. Благодаря им «летающие танки» могли держаться в воздухе долгое время и наводили ужас на врагов. Сам же Николай Лебеденко в 1917 году переехал в Америку. К сожалению, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.


Источник: https://www.factroom.ru/istoriya/car-tank-shedevralnoe-izobretenie-kapitana-lebedenko
Опубликовал:
Теги: фото история первая мировая самый большой танк царь-танк Лебеденко

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
За 10 лет до появления этой машины в России был популярен ехидный анекдот: "В России есть Царь-колокол, который не звонит, Царь-пушка, которая не стреляет, и царь Николай, который не правит". Весьма символично, что Николай Лебеденко добавил к этому перечню Царь-танка, который не ездил.
Любопытно: почему сам Лебеденко называл своё детище "Нетопырём"? В заметке об этом, к сожалению, ни слова.
Денис
Сейчас копия этого танка находится в музее танка Т-34 на Дмитровском шоссе (Московская область).
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Царь-танк: безумная колесница войны из России
Царь-танк: безумная колесница войны из России
0
Авто-Тема 14:50 08 янв 2022
«Царь и бог» Лера Кудрявцева
«Царь и бог» Лера Кудрявцева
28
Ваши новости 11:01 30 ноя 2021
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
9
Мужской журнал 09:01 05 сен 2018
Казнь варёным мясом: жестокое изобретение восточных палачей
Казнь варёным мясом: жестокое изобретение восточных палачей
31
Мужской журнал 05:01 08 фев 2019
«Нетопырь» - крупнейшая из когда-либо построенных бронированных сухопутных машин
«Нетопырь» - крупнейшая из когда-либо построенных бронированных сухопутных машин
2
Авто-Тема 22:25 06 дек 2018
Последний рейс лайнера "Луизитания": удивительные судьбы пассажиров и капитана
Последний рейс лайнера "Луизитания": удивительные судьбы пассажиров и капитана
13
Мужской журнал 10:01 15 сен 2021
Вдруг наш танк как-то вздрогнул
Вдруг наш танк как-то вздрогнул
3
Авто-Тема 23:58 21 фев 2018
Танк Рено Фт и его клоны
Танк Рено Фт и его клоны
0
Авто-Тема 23:46 12 мар 2018
Т38-Советский танк, производство которого пытались повторить за рубежом
Т38-Советский танк, производство которого пытались повторить за рубежом
4
Авто-Тема 18:30 13 сен 2021
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
16
Авто-Тема 13:19 06 май 2019
Удивительные приключения капитана Сантехника
Удивительные приключения капитана Сантехника
5
Все о работе руками 11:01 21 авг 2019
Два капитана.
Два капитана.
0
Авто-Тема 12:07 02 июн 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства