Начало XIX века – время стремительного развития подводных лодок, время открытий, курьёзов и катастрофических неудач. Именно в этот период конструкторы шли на смелые эксперименты, развивая совершенно новую для себя отрасль, а некоторые из сделанных ими изобретений вызывают восхищение даже сейчас. Одно из них – это подводный пароход «Архимед», разработанный французами.
Паровая субмарина
Паровая подводная лодка./ Фото: dzen.ru
К началу 1900-х годов сама концепция подводной лодки была далеко не новой. Её не раз уже опробовали, полностью доказали её жизнеспособность, построили вполне рабочие суда, а военные стали всерьёз задумываться о формировании флота из подводных лодок. И Франция в этом не была исключением. Французские конструкторы вовсю трудились над созданием военных субмарин, способных оказать посильную помощь на морском театре военных действий. Правда, им пришлось столкнуться с непреодолимой проблемой – глобальным отсутствием подходящих двигателей.
Лодка на пару./ Фото: fishki.net
Чтобы приводить в движение подводную лодку, требовалась достаточно мощная двигательная установкам, и на эту роль идеально подходили дизельные двигатели. Вот только у французов не было собственных дизелей. Точнее, он были, но их качество оставляло желать лучшего. Они были очень ненадёжны, часто ломались и давали сбои во время работы. Конечно, их пытались установить на подводную лодку, но ничего хорошего из этого не вышло. В итоге дизели пришлось закупать у немецких производителей, что не могло не тревожить командование. Именно поэтому, когда речь зашла о создании новой большой подводной лодки «Архимед», для неё спроектировали паровую силовую установку.
Подводная лодка на пару
Подводная лодка «Архимед»./ Фото: ridus.ru
Движущую силу для «Архимеда» обеспечивало котельное отделение, в котором размещалось два паровых котла. Их поместили в отдельный контур и обслуживающий персонал фактичекски к ним не приближался, а все приборы, фиксировавшие их состояние, были установлены в безопасной зоне. В качестве топлива использовалась сырая нефть. По всей видимости, такой вид топлива был выбран из-за цены, ведь расход его был немаленьким, а одним из желаний военных была как раз экономия. К тому же нефть даёт достаточно много энергии при сгорании.
Лодка типа «Архимед»./ Фото: wiki.lesta.ru
Топливный отсек находился в носовой части и включал в себя целых шесть цистерн общим объёмом 12 тысяч литров. Каждая цистерна фактически представляла собой отдельный герметичный отсек, они размещались друг за другом и разделялись водонепроницаемыми переборками. Сквозь них шёл технологический тоннель, сквозь который можно было пройти в носовую часть. Из них нефть подавалась в котельное отделение, где был установлен ещё одна цистерна ёмкостью полторы тысячи литров, выполнявшая роль промежуточного накопителя. В кормовом топливном отсеке был аналогичным образом организован ещё одно топливное хранилище, теперь уже из девяти цистерн общим объёмом около 14 тысяч литров.
«Архимед» в Гарвиче./ Фото: vpk.name
Для подачи нефти использовали насосы специальной конструкции, а перед подачей она пропускалась через нагреватель, где её разогревали до температуры более 100 градусов по цельсию, чтобы извлечь из неё как можно больше энергии во время горения. Помимо котлов в отсеке установили две паровые машины, каждая из них работала от трёх паровых цилиндров и приводила в действие свой собственный гребной вал. Мощность одной паровой установки составляла 844 лошадиные силы.
Лодка «Архимед» на морской базе./ Фото: dzen.ru
В качестве вооружения использовались семь торпедных аппаратов в носовой, средней и в кормовой части. Правда, все они были направлены вперёд, и это невозможно было изменить, они могли поворачиваться от оси судна на очень небольшой угол. Всего подводная лодка снаряжалась восьмью торпедами калибра 450 миллиметров. Больше никаких вооружений у подводной лодки не было, лишь экипажу раздали винтовки и пистолеты с большим запасом патронов.
Паровая подводная лодка./ Фото: trendsmap.com
Несмотря на некоторые конструктивные недостатки, подводная лодка получилась довольно жизнеспособной. Как показали испытания, проведённые осенью 1911 года, она могла пройти без дозаправки до 5,5 тысячи километров, если идти не на максимальной скорости. «Архимеда» приняли на вооружение как раз к началу Первой мировой войны.
Комментарии (1)