Протяженность воздушной трассы Аляска-Сибирь (она же АлСиб), созданной для перегона боевых самолетов и доставки жизненно необходимых грузов из США в СССР по договору ленд-лиза, заключенному в 1941 году, составила 6,5 тыс. км, 6 из которых прошли по территории Страны Советов. И проходили они по безлюдной тундре Чукотки, глухой тайге и вечной мерзлоте Сибири, что наложило свой отпечаток на обустройство аэродромов, которые принимали технику и грузы в сложнейших условиях мощных метелей, диких морозов и непроходимых сугробов. Всего их было 16, но до наших дней «дожили» не все, многие из них остались не у дел.
Авиационный ленд-лиз в СССР: как организовывали транзит техники и грузов из Аляски
Советские и американские летчики на аэродроме Лэдд Филд, Фэрбенкс (1944 год, Аляска). | Фото: siberiantimes.com.
Маршрут следования самолетов ленд-лиза из Соединенных Штатов (штат Монтана), через Канаду, Аляску и часть территории СССР. | Фото: siberiantimes.com.
Начнем с того, что же такое ленд-лиз и почему он был так важен в годы Второй мировой войны. Понятие ленд-лиз (англ. lend-lease, где lend – «давать взаймы», а lease – «сдавать в аренду») появилось в мире благодаря Конгрессу США, который в марте 1941 году принял Закон о передачи взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны».
Старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов возле North American AT-6 Texan и после успешного боевого вылета на доставленном в СССР самолете.
Изыскивая возможные пути доставки было разработано несколько направлений, среди которых выделялся маршрут Аляска – Уэлькаль — Сеймчан — Якутск — Киренск — Красноярск, получивший название Аляска-Сибирь или АлСиб (его еще называют Красноярский коридор). Небольшое расстояние от границ Аляски привлекало разработчиков маршрута, но организация взлетно-посадочных площадок и аэродромов усложнялись тяжелейшими климатическими условиями, отсутствием рабочей силы и строительных материалов.
Памятник героическим авиаторам АЛСИБ в Фэрбенксе (Аляска). | Фото: siberiantimes.com.
Исторический факт: Летом 1942 года к строительству недостающих транзитных точек были подключены: практически все население близлежащих населенных пунктов (включая школьников, начиная с 12-летнего возраста!), штат сотрудников сибирских и дальневосточных отделений Гражданского воздушного флота, заключенных, чьи лагеря относились к системе «Дальстроя» (лагеря ГУЛАГа на Чукотке и Колыме) и военных. Их усилиями было построено 16 основных и вспомогательных площадок, а также реконструированы имеющиеся аэродромы. Всего за годы действия АлСиба было доставлено 8094 самолета, а это почти 50% от поставок со всех направлений.
1. Аэродром «Уэлькаль» (Чукотский автономный округ)
Взлетно-посадочное поле аэродрома времен Великой Отечественной войны («Уэлькаль», Чукотский автономный округ).
Все, что осталось от героического прошлого первого пункта назначения Уэлькаля (Чукотский автономный округ). | Фото: © Алексей Никулин.
Первым аэродромом, появившимся в цепочке Аляска-Сибирь, стал военный объект со взлетно-посадочным полем на окраине эскимосского поселка Уэлькаль (или «Челюсть кита»), расположенный на берегу Берингова моря. Его построили всего за несколько недель в летние месяцы, когда корабли смогли доставить нехитрый строительный материал, горючее и продукты питание, ведь это была перевалочная база и место отдыха летчиков, которые рисковали жизнью во время сверхсложных полетов в суровых климатических условиях. В конце 1980-х военный аэродром «Уэлькаль» прекратил свое существование, а доставка жителей поселка в основные населенные пункты осуществляется с помощью вертолетов.
Рядом с военным аэродромом сохранились могилы летчиков, а спустя 80-лет после начала полетов открыли мемориальный комплекс (Уэлькаль, Чукотский автономный округ).
Авторы Novate.ru, хотели бы обратить внимание на то, что в поселке еще в годы войны осуществлялось захоронение советских летчиков, погибших во время вылетов (тех, кого удалось обнаружить). А в августе 2022 года был открыт мемориал, посвященный 80-летияю трассы АсСиб и тем, кому не удалось ее преодолеть.
2. Запасной аэродром «Марково» (Чукотский автономный округ)
Аэродром «Марково» являлся запасной точкой для посадки самолетов и отдыха (Чукотский автономный округ).
Поскольку от Уэлькаля до ближайшего аэропорта в Сеймчане было около 1,5 тыс. км было решено построить запасной аэродром в селе Марково. Работы усложнялись нестойкостью и зыбкостью почвы, которую пришлось вначале укрепить песком и галькой. Благодаря стараниям местных жителей, заключенных и военных была построена одна взлетно-посадочная полоса и небольшое здание аэропорта. Это событие сыграло важную роль не только в организации маршрута, но и в увеличении численности населения Марково за счет рабочих, техников и военных специалистов, обслуживающих объект.
Несмотря на редкие рейсы аэродром «Марково», построенный в 1942 году действует до сих пор (Чукотский автономный округ).
Кстати сказать, к 2024 году планируют обновить 40 аэропортов, расположенных на Дальнем Востоке, и военный аэродром «Марково», являющийся единственной воздушной гаванью для редких рейсов в Анадырь, Чуванское и Ламутское, включен в этот список (рейсы осуществляются 1-2 раза в месяц в каждом направлении).
3. Запасной аэропорт «Омолон» (Чукотский автономный округ)
Запасной аэропорт «Омолон» входил в маршрут Красноярской воздушной трассы (Чукотский автономный округ).
Аэропорт «Омолон» несмотря на заброшенный вид до сих пор является единственным маршрутом, по которому можно добраться в областной центр (Чукотский автономный округ).
Приблизительно в 500 км от Марково построили еще один запасной аэродром в месте, где останавливались оленеводы. Одноименный поселок появился только благодаря аэродрому «Омолон», который нужно было не только построить, но и обслуживать прибывающую летательную технику, и даже встречать высокопоставленные делегации. Доподлинно известно, что по маршруту АлСиба переправлялось: оборудование для разных отраслей, включая, медицинское, драгоценные металлы, продовольствие, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почту, бытовые мелочи, запчасти и многое другое. Тем же путем передвигались и дипломаты, специалисты разный уровней и отраслей, высокопоставленные лица (вице-президент США Генри Уоллес, послы – М. М. Литвинов и А.А. Громыко, генералы американской армии и др.). Этот аэродром и сегодня является единственной ниточкой, связывающий суровый чукотский поселок с внешним миром.
4. Базовый аэропорт «Сеймчан» (Магаданская область)
Строительство аэродрома «Сеймчан» проходило в районе вечной мерзлоты, что усложняло задачу (Магаданская область).
Первое здание аэродрома «Сеймчан» и ангара, который появился в 1942 году (Магаданская область).
В поселке Сеймчан Магаданской области попытки построить аэропорт предпринимали не раз. Даже были построены взлетно-посадочные площадки, но включение поселка в стратегически важный перегоночный маршрут ленд-лиза поспособствовало расширению уже имеющего аэродрома Дальстроя, в состав его инфраструктуры входила одна лишь взлетно-посадочная полоса, одно бревенчатое здание, в котором располагались: главный зал, диспетчерская, кабинет начальника и пару комнат для отдыха летного состава.
Деревянное здание аэропорта «Сеймчан», построенное в 1942 году, является объектом культурного наследия и до сих пор выполняет свои прямые функции (Магаданская область).
После подписания указа о строительстве базового узла для приема самолетов ленд-лиза он значительно был расширен. Появилось знаменитое здание аэропорта, большое похожее на сказочные хоромы (сейчас оно является объектом культурного наследия России), вспомогательные объекты, включая, бараки для сотрудников, столовую, ангар для ремонта самолетов, склад, мастерские.
5. Аэродром «Берелёх» (после переименования «Сусуман», Магаданская область)
Аэродром «Берелёх» стал еще одним пунктом назначения перегоночной трассы Аляска-Сибирь (Магаданская область).
Здание аэропорта «Сусуман» в 1990-е и после 2019 года, когда его открыли после реконструкции (Магаданская область).
Не менее сложная история строительства летного поля была на берегу реки Берелёх, и началась она еще в довоенный период. Только тогда ее заложили для нужд геологоразведочных экспедиций, а в 1942 году взлетно-посадочную полосу расширили, а всю инфраструктуру аэродрома построили поближе к населенному, который разрастался как на дрожжах из-за новой воздушной трассы. Изначально аэродром назывался в честь реки, а затем его переименовали в «Сусуман» – так называется городок, в котором он расположен. В послевоенное время он эксплуатировался в гражданских целях. Был в истории период, когда аэропорт «Сусуман» закрывали, но учитывая удаленность от крупных населенных пунктов и сложность в обеспечении транспортного сообщения, его снова открыли и даже обновили здание.
6. Аэродром «Томтор» (Якутия)
Аэродром «Томтор» находится в самой холодной точке России (Якутия). | Фото: ru.rbth.com.
Стела в память о погибших летчиках, участвовавших в перегонных полетах ленд-лиза (Оймякон, Якутия). | Фото: goarctic.ru.
Рядом с поселком Оймякон, что на востоке Якутии, расположенном на полюсе холода, где температура в зимнюю пору «балует» стабильными минус 50 и ниже, в 1942 заключенные трудовых лагерей построили еще один перегоночный аэропорт «Томтор». Сложно представить, как в экстремально холодном регионе удалось реализовать планы правительства, но здание аэродрома и взлетно-посадочное поле были сданы в эксплуатацию в срок.
Здание аэропорта ленд-лиза находится в плачевном состоянии, но полеты еще совершаются («Томтор», Якутия).
С тех пор аэропорт хоть и принимает самолеты, причем все чаще сюда наведываются туристы – любители экстрима, решившие посетить самую холодную точку России, но имеет статус авиаплощадки. Да и вид у него совсем уж потрепанный.
7. Аэродром «Хандыга» (Якутия)
Запасной аэродром «Хандыга» находится в поселке Теплый Ключ (Якутия).
Аэродром «Хандыга» пришлось строить дважды. Первый раз в 1942 г., сразу после подписания указа, взлетно-посадочную полосу и несколько деревянных строений, необходимых для ее функционирования, возвели рядом с поселком Хандыга. Через год неустойчивость почвы показала, что в этих краях природа главная. В один момент трясина поглотила все, что с таким трудом понастроили люди. В срочном порядке пришлось искать новую площадку для аэродрома, и она оказалась рядом с поселком Теплый Ключ, почти в 75 км от Хандыги. За несколько месяцев удалось построить новый аэродром, выступавший в роли запасной базы, который действует до сих пор, правда, само здание на реконструкции.
8. Временный аэродром «Тюнгюлю» в селе Тарат (Якутия)
Временный аэродром «Тюнгюлю» не сохранился, но на берегу озера открыт Мемориал перегоночной трассе (село Тарат, Якутия).
В небольшом якутском селе Тарат на льду озера Тюнгюлю организовывалось временное летное поле, принимавшее самолеты в зимнюю, в случае, когда в Якутске была неблагоприятная погода. По понятным причинам, он не мог сохраниться, но люди чтут память тех, кто в нелегких условиях работал и обеспечивал безопасность полетов. В 2021 году в селе был установлен Мемориал перегоночной трассе.
9. Аэропорт «Якутск» (Якутия)
Здание гостиницы и жилого строения в авиагородке, созданном вокруг старого аэродрома «Якутск» (Якутия).
Один из старейших аэропортов России, построенный в начале 1930-х годов, по большей части, для нужд геологов, в 1942 году превратили в главную авиабазу трассы АлСиб. Здесь располагались штабы перегоночной дивизии Красноярской воздушной трассы, а также базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки. Учитывая количество людей, которые одновременно находились на территории аэропорта, были построены не только необходимые сооружения для обслуживания самолетов и хранения грузов, но и жилые помещения, столовая, гостиница, напоминающая старинный терем.
В Якутске установлено несколько памятников, посвященных легендарным участникам перегоночной трассы Аляска-Сибирь.
На данный момент в огромном городе имеется современный аэропорт, а лендлизовские строения остались не у дел и ожидают решения о дальнейшей судьбе. По сведениям авторов Novate.ru, общественность в гостинице предлагает создать Музей авиации Якутии.
10. Аэродром «Олёкминск» (Якутия)
Взлетно-посадочная полоса и заброшенное старое здание контрольно-диспетчерского пункта аэродрома «Олёкминск» (Якутия).
Строительство аэродрома для перегоночной трассы ленд-лиза началось и в городе Олёкминск. С июля 1942 г. по 1 января 1943 г. была построена взлетно-посадочная полоса 1500х300 м, здание контрольно-диспетчерского пункта и несколько вспомогательных помещений. На сегодняшний день взлетное поле осталось на прежнем месте только претерпело изменения, ну а деревянные архитектурные объекты заменили более современными. Хотя до сих сохранился контрольно-диспетчерский пункт, который хоть и в запустении, но еще подлежит реставрации, осталось лишь дождаться решения властей.
11. Аэродром «Витим» (Якутия)
На месте легендарного объекта, входящего в состав трассы АлСиба, действует лишь взлетно-посадочная полоса («Витим», Якутия). | Фото: © Д. В. Ульянкина.
Аэродром «Витим» на берегу Лены, неподалеку от одноименного поселка, построили в 1943 году. Это была одна грунтовая взлетно-посадочная полоса и несколько строений для обслуживания самолетов и отдыха перегоночных экипажей. Учитывая месторасположение объекта, неудивительно, что аэродром часто страдал от паводковых затоплений, и после очередного разлива реки, строения были полностью разрушены. Сейчас действует только летное поле, а сам аэропорт, заново построенный в послевоенное время в более безопасном месте, имеет статус авиаплощадки. И случилось это после того, как в 2013 г. открылся Международный аэропорт Талакан в 150 км от поселка Витим.
12. Аэродром «Киренск» (Иркутская область)
Начальный этап строительства летного поля и ремонтный ангар аэродрома «Киренск» (Иркутская область).
Строительство взлетно-посадочной полосы на окраине города Киренск началось еще в 1941 году. Работы усложнялись отсутствием техники, климатическими условиями и нехваткой стройматериалов, а если к этому прибавить близость реки Лены и нестабильность почвы, неудивительно, что строительство аэродрома и необходимой инфраструктуры завершилось лишь к январю 1943 г.
Здание аэропорта и мемориальная композиция из макетов самолетов – «Аэрокобра», «Кингкобра» и «Бостон», установленная в центре города (Киренск, Иркутская область).
Стоит отметить, что аэропорт действует до сих пор и современное летное поле находится на историческом месте, правда, вместо земляного покрытия сейчас можно увидеть асфальт, но это никак не спасает во время разлива Лены в период весенних паводков.
13. Аэропорт в Красноярске
Здания аэродрома, построенного для перегонки самолетов по маршруту Аляска-Сибирь (Красноярск).
В Красноярске заканчивался сложнейший маршрут, который преодолевали летчики, перегоняющие тысячи самолетов и доставляющие тонны грузов согласно договора ленд-лиз.
Последним пунктом назначения перегона Аляска-Сибирь стал город Красноярск –неофициальная столица Сибири. Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны город являлся крупнейшим центром, аэродром для ленд-лиза пришлось строить с нуля. По понятным причинам одной грунтовой взлетно-посадочной полосой и парой бараков здесь не обошлось. На тот момент это был единственный аэродром на маршруте с асфальтированным покрытием сразу двух полос, четырьмя ангарами для ремонта и хранения самолетов, административным зданием, где располагались штабы, контрольно-диспетчерским пунктом, складами, мастерскими и гаражами. В его инфраструктуру входили склады, жилые помещения, столовая, гостиница и другие вспомогательные объекты.
В августе 2015 августа пара Douglas C-47 (DC-3) прибыли в Красноярск, повторив исторический перелет по трассе Аляска-Сибирь времен Великой Отечественной войны.
В послевоенное время был построен аэровокзал, принимающий гражданские авиарейсы практически со всех крупных городов Советского Союза. Поскольку город активно развивался и разрастался быстрыми темпами, аэродром оказался в окружении жилых районов города, что заставило выносить объект за его пределы. Со временем на месте старого аэродрома был организован Сквер героев АлСиба.
Комментарии (15)