В отечественном флоте есть особый его тип - атомный, который с помощью ядерной энергии позволяет ходить судам там, где ранее это было невозможно. Прежде всего, в районах мирового океана, сплошь покрытых льдами, и с этим препятствием успешно справляются атомные ледоколы. Но история этого флота на ядерных реакторах также начиналась с одного, самого первого судна. Им оказался атомный ледокол «Ленин», чей путь пестрит множеством интересных эпизодов, заслуживающих, чтобы о них знали.
1. О начале истории плавучего «Ленина», разбивающего лёд
От начало проектирования до начала работы ледокола прошло семь лет. /Фото: histrf.ru
Фактическое начало пути атомного ледокола «Ленин» приходится на конец осени 1953 года, когда власти СССР вышло постановление о создании этого судна. В истории мирового флота это уже было своего рода новаторство, ведь если военные суда на атомной тяге уже строили, и много, то для гражданских нужд такую силовую установку на тот момент никто не приспособил.
А советские власти решили ещё и с помощью ядерных мощностей лучше колоть лёд, чтобы увеличить возможности двигаться по Северному Ледовитому океану. В итоге для реализации столь амбициозного плана потребовалось не только спроектировать судно, аналогов которому ещё не было, но и разработать ряд новшеств. В первую очередь - сам реактор для гражданского атомного ледокола. А кроме этого пришлось ещё и создавать новые типы металла, чтобы тот выдерживал нагрузки. К счастью, у советских умов всё получилось, и весной 1960 года первый на планете атомный ледокол «Ленин» начали эксплуатировать.
2. Об унаследованном имени первого атомного ледокола СССР
Ледокольный пароход, от которого атомный ледокол получил знаменитое имя. /Фото: medium.com
В сущности, нет ничего удивительного в том, что столь значительная в истории отечественного флота машина, как первый атомный ледокол, будет носить имя главного лица во всей истории СССР. Да и практика называть объекты тысячами в честь Владимира Ильича была совершенно обыденной в то время. Однако формально судно получило своё название как бы в наследство, и не от вождя, а от своего предшественника на поприще прокладывания пути через льды. Таким был ледокольный пароход, названный «Лениным» ещё в 1917 году, и это имя он носил вплоть до спуска на воду атомного корабля, а ему присвоили новое, которое, впрочем, по смыслу не отличалось - «Владимир Ильич».
3. О строительстве «Ленина» и его роли в развитии науки
Создание этого ледокола сильно повлияло на отечественный научно-технический прогресс. /Фото: strana-rosatom.ru
Помимо ранее упомянутых новшеств в создании стали или силовой установки, которые имели место во время строительства «Ленина», было ещё множество открытий в науке и технике, которые сопровождали создание ледокола. Так, по информации редакции novate.ru, только судовое оборудование, имевшееся в распоряжении СССР, пополнилось на полторы сотни позиций. Было ещё одно интересное совпадение цифр: над созданием судна трудились специалисты из пятисот организаций различного рода, которые внесли столько же рационализаторских предложений.
4. О месте атомного ледокола в советской пропаганде
Советские власти выжали максимум из ледокола с точки зрения пропаганды. /Фото: pinterest.ru
Уникальным первый советский атомный ледокол делает и тот факт, что для него был нарушен привычный в таких делах статус секретности. А дело всё в том, что если обычно разработка таких масштабных проектов велась в строжайшей тайне, чтобы исключить утечку информации в недружественные капиталистические страны, то с «Лениным» всё было как раз наоборот. И дело было не только в том, что судно было слишком большим и помещалось только в пределах открытых площадок.
Оказывается, советские власти решили отойти от соблюдения статуса секретности, чтобы сделать из строительства судна мощный пропагандистский инструмент. В сущности, у них это получилось - и в странах Варшавского договора, и на Западе знали о создании не имеющего аналогов шедевра научно-технического прогресса СССР. Более того, по нему регулярно водили ознакомительные экскурсии для первых лиц множества государств, но при этом не раскрывая секретов, и всем оставалось лишь восхищаться, что на такое способен Советский Союз.
5. Об уникальном интерьере ледокола «Ленин»
Единственный советский ледокол с деревянной отделкой в интерьере. /Фото: habr.com
Не менее интересным неожиданно оказался и интерьер первого атомного ледокола. А всё потому, что ряд внутренних помещений на «Ленине» отделали... деревом. И это оказалось неплохим стимулятором для того, чтобы моряки стремились попасть именно на это судно работать. Причина их любви к деревянному интерьеру была в том, что ни на одном другом ледоколе СССР не было такого дизайнерского решения, а оно отлично позволяло, что называется, разгрузить мозг, когда весь день перед глазами одни льды да металл.
6. О судьбе «Ленина» после списания
Современный вид уникального судна-музея, Морской вокзал Мурманска. /Фото: murmansk.ru
Служба «Ленина» во льдах на благо советскому народу успешно продолжалась почти тридцать лет. Однако когда он был выведен из состава флота, человечество это уникальное судно чуть не потеряло. Проблема заключалась в том, что в девяностые годы обслуживание неработающего гигантского ледокола стоило слишком больших денег, которых находящаяся в остром экономическом кризисе Российская Федерация найти просто не могла. Но от печальной участи металлолома судно спасли неравнодушные люди, причём со всех уголков планеты.
Поддержка инициативы по сохранению ледокола и вовлечённость многих людей, в том числе видных учёных и академиков, сделали своё дело: на излёте ХХ века удалось создать Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», работа которого была направлена на организацию мероприятий по переоборудованию судна в плавучий музей. На выполнение этой задачи у энтузиастов фонда и других неравнодушных ушло почти десятилетие, однако музей всё-таки открыли. Сегодня советский ледокол стоит на побережье города Мурманск, готовый показать месным и туристам, каким было начало отечественного атомного флота.
Комментарии (3)