Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

6 занимательных фактов о ледоколе «Ленин» - судне, с которого начался отечественный атомный флот

В отечественном флоте есть особый его тип - атомный, который с помощью ядерной энергии позволяет ходить судам там, где ранее это было невозможно. Прежде всего, в районах мирового океана, сплошь покрытых льдами, и с этим препятствием успешно справляются атомные ледоколы. Но история этого флота на ядерных реакторах также начиналась с одного, самого первого судна. Им оказался атомный ледокол «Ленин», чей путь пестрит множеством интересных эпизодов, заслуживающих, чтобы о них знали.

1. О начале истории плавучего «Ленина», разбивающего лёд

От начало проектирования до начала работы ледокола прошло семь лет. /Фото: histrf.ru

От начало проектирования до начала работы ледокола прошло семь лет. /Фото: histrf.ru

Фактическое начало пути атомного ледокола «Ленин» приходится на конец осени 1953 года, когда власти СССР вышло постановление о создании этого судна. В истории мирового флота это уже было своего рода новаторство, ведь если военные суда на атомной тяге уже строили, и много, то для гражданских нужд такую силовую установку на тот момент никто не приспособил.

А советские власти решили ещё и с помощью ядерных мощностей лучше колоть лёд, чтобы увеличить возможности двигаться по Северному Ледовитому океану. В итоге для реализации столь амбициозного плана потребовалось не только спроектировать судно, аналогов которому ещё не было, но и разработать ряд новшеств. В первую очередь - сам реактор для гражданского атомного ледокола. А кроме этого пришлось ещё и создавать новые типы металла, чтобы тот выдерживал нагрузки. К счастью, у советских умов всё получилось, и весной 1960 года первый на планете атомный ледокол «Ленин» начали эксплуатировать.

2. Об унаследованном имени первого атомного ледокола СССР

Ледокольный пароход, от которого атомный ледокол получил знаменитое имя. /Фото: medium.com

Ледокольный пароход, от которого атомный ледокол получил знаменитое имя. /Фото: medium.com

В сущности, нет ничего удивительного в том, что столь значительная в истории отечественного флота машина, как первый атомный ледокол, будет носить имя главного лица во всей истории СССР. Да и практика называть объекты тысячами в честь Владимира Ильича была совершенно обыденной в то время. Однако формально судно получило своё название как бы в наследство, и не от вождя, а от своего предшественника на поприще прокладывания пути через льды. Таким был ледокольный пароход, названный «Лениным» ещё в 1917 году, и это имя он носил вплоть до спуска на воду атомного корабля, а ему присвоили новое, которое, впрочем, по смыслу не отличалось - «Владимир Ильич».

3. О строительстве «Ленина» и его роли в развитии науки

Создание этого ледокола сильно повлияло на отечественный научно-технический прогресс. /Фото: strana-rosatom.ru

Создание этого ледокола сильно повлияло на отечественный научно-технический прогресс. /Фото: strana-rosatom.ru

Помимо ранее упомянутых новшеств в создании стали или силовой установки, которые имели место во время строительства «Ленина», было ещё множество открытий в науке и технике, которые сопровождали создание ледокола. Так, по информации редакции novate.ru, только судовое оборудование, имевшееся в распоряжении СССР, пополнилось на полторы сотни позиций. Было ещё одно интересное совпадение цифр: над созданием судна трудились специалисты из пятисот организаций различного рода, которые внесли столько же рационализаторских предложений.

4. О месте атомного ледокола в советской пропаганде

Советские власти выжали максимум из ледокола с точки зрения пропаганды. /Фото: pinterest.ru

Советские власти выжали максимум из ледокола с точки зрения пропаганды. /Фото: pinterest.ru

Уникальным первый советский атомный ледокол делает и тот факт, что для него был нарушен привычный в таких делах статус секретности. А дело всё в том, что если обычно разработка таких масштабных проектов велась в строжайшей тайне, чтобы исключить утечку информации в недружественные капиталистические страны, то с «Лениным» всё было как раз наоборот. И дело было не только в том, что судно было слишком большим и помещалось только в пределах открытых площадок.

Оказывается, советские власти решили отойти от соблюдения статуса секретности, чтобы сделать из строительства судна мощный пропагандистский инструмент. В сущности, у них это получилось - и в странах Варшавского договора, и на Западе знали о создании не имеющего аналогов шедевра научно-технического прогресса СССР. Более того, по нему регулярно водили ознакомительные экскурсии для первых лиц множества государств, но при этом не раскрывая секретов, и всем оставалось лишь восхищаться, что на такое способен Советский Союз.

5. Об уникальном интерьере ледокола «Ленин»

Единственный советский ледокол с деревянной отделкой в интерьере. /Фото: habr.com

Единственный советский ледокол с деревянной отделкой в интерьере. /Фото: habr.com

Не менее интересным неожиданно оказался и интерьер первого атомного ледокола. А всё потому, что ряд внутренних помещений на «Ленине» отделали... деревом. И это оказалось неплохим стимулятором для того, чтобы моряки стремились попасть именно на это судно работать. Причина их любви к деревянному интерьеру была в том, что ни на одном другом ледоколе СССР не было такого дизайнерского решения, а оно отлично позволяло, что называется, разгрузить мозг, когда весь день перед глазами одни льды да металл.

6. О судьбе «Ленина» после списания

Современный вид уникального судна-музея, Морской вокзал Мурманска. /Фото: murmansk.ru

Современный вид уникального судна-музея, Морской вокзал Мурманска. /Фото: murmansk.ru

Служба «Ленина» во льдах на благо советскому народу успешно продолжалась почти тридцать лет. Однако когда он был выведен из состава флота, человечество это уникальное судно чуть не потеряло. Проблема заключалась в том, что в девяностые годы обслуживание неработающего гигантского ледокола стоило слишком больших денег, которых находящаяся в остром экономическом кризисе Российская Федерация найти просто не могла. Но от печальной участи металлолома судно спасли неравнодушные люди, причём со всех уголков планеты.

Поддержка инициативы по сохранению ледокола и вовлечённость многих людей, в том числе видных учёных и академиков, сделали своё дело: на излёте ХХ века удалось создать Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», работа которого была направлена на организацию мероприятий по переоборудованию судна в плавучий музей. На выполнение этой задачи у энтузиастов фонда и других неравнодушных ушло почти десятилетие, однако музей всё-таки открыли. Сегодня советский ледокол стоит на побережье города Мурманск, готовый показать месным и туристам, каким было начало отечественного атомного флота.


Источник: 6 занимательных фактов о ледоколе «Ленин» - судне, с которого начался отечественный атомный флот
Опубликовал:
Теги: Факты Ленин флот атомный ледокол ледокол

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Юрий
Вот как раз сейчас попасть на ледокол не получится, угнали на ремонт в середине августа 2024г.
Вячеслав Платицин
Ну так это хорошо! Значит жизнь ледокола продлиться.
Геннадий Кульдяев
Советские власти выжали максимум из ледокола с точки зрения пропаганды. советские власти решили отойти от соблюдения статуса секретности, чтобы сделать из строительства судна мощный пропагандистский инструмент. Ага, и мультики показывали...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Натяжной потолок: 5 фактов о которых вам не расскажут монтажники
Натяжной потолок: 5 фактов о которых вам не расскажут монтажники
2
Все о работе руками 13:40 19 ноя 2024
10 занимательных фактов о США, о которых не знают даже сами американцы
10 занимательных фактов о США, о которых не знают даже сами американцы
51
Мужской журнал 09:00 10 мар 2022
Секретный советский проект: атомный автомобиль
Секретный советский проект: атомный автомобиль
9
Авто-Тема 13:54 01 апр 2018
Нам врали 70 лет? Кем на самом деле был Ленин?
Нам врали 70 лет? Кем на самом деле был Ленин?
178
Ваши новости 23:02 15 ноя 2018
Насколько богат был Ленин?
Насколько богат был Ленин?
31
Ваши новости 08:01 14 ноя 2018
15 занимательных фактов об электроэнергии
15 занимательных фактов об электроэнергии
24
Мужской журнал 10:01 17 окт 2018
16 занимательных фактов о выживании, которые могут спасти вашу жизнь
16 занимательных фактов о выживании, которые могут спасти вашу жизнь
13
Мужской журнал 12:00 05 сен 2020
Сергей Горшков и его Великий флот
Сергей Горшков и его Великий флот
2
Мужской журнал 10:01 29 апр 2021
Турецкий флот был «совершенно уже разбит до крайности»
Турецкий флот был «совершенно уже разбит до крайности»
13
Мужской журнал 09:00 13 окт 2021
Советский атомный автомобиль
Советский атомный автомобиль
6
Авто-Тема 14:13 23 июн 2022
Передел мира уже начался и не воспользоваться этим в своих интересах было бы большой ошибкой.
Передел мира уже начался и не воспользоваться этим в своих интересах было бы большой ошибкой.
82
Ваши новости 10:01 12 фев 2022
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
2
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства