Какие российские вертолеты представляют наибольшую опасность для потенциального противника?/ Фото: warriors.fandom.com
Еще в прошлом веке вертолеты российской и советской сборки были востребованными в разных странах мира. Их ценили за надежность, отличные боевые и летные характеристики, а также относительно невысокую стоимость. За счет уникальных тактико-технических данных вертолеты СССР и РФ получили всемирную популярность и известность. Лидерами многих рейтингов являются разработки заводов «Миля» и «Камова», ставшие культовыми.
1. Ми-24
Ми-24 имеет огромный боевой опыт во многих «горячих точках»/ Фото: vesti.ru
Во многих подборках и рейтингах культовый Ми-24 занимает лидирующие места. Это летающий гигант с внушительным боевым опытом, который стал первым в СССР и вторым в мире ударным геликоптером, уступив лишь американской «Кобре».
Над разработкой модели трудились эксперты из КБ Миля, которое считается крупнейшим производством авиатехники во всем СССР. Большая часть узлов и деталей была позаимствована у еще одной топовой модели Ми-8. Как и инженеры из США, конструкторы КБ Миля смогли сделать из транспортной машины с огромной массой полноценный ударный аппарат с потрясающими боевыми характеристиками.
Кроме того, модель получила ряд уникальных особенностей и отличий от создания американских коллег. К слову, отечественные инженеры сумели воплотить в жизнь идею «летящей БМП» – ударного вертолета, который по совместительству может выполнять функции транспортной техники. Правда, для достижения таких целей потребовалось положить на алтарь эргономику и поднять массу модели.
Кроме того, Ми-24 до сих пор пользуется репутацией одного из самых опасных и актуальных вертолетов для разных задач. Его редко применяли в роли десантной машины, но такая конструкционная особенность, как наличие отделения для перевозки багажа, неоднократно спасала членов экипажа даже при подбивании птички.
Ми-24 снабжен мощной бронезащитой/ Фото: pikabu.ru
Основное целевое предназначение Ми-24 – уничтожение бронированных машин, танков, укреплений и оборонительных конструкций противника. Летательный аппарат может наносить поражающие удары в самых сложных точках. Проектируя его, конструкторы придумали мощную бронезащиту, которой не страшны столкновения с боеприпасами разного калибра. Она легко переносит встречи с разными видами стрелкового оружия, а в некоторых случаях даже выдерживает прямые попадания из пулеметов крупного калибра.
В список вооружения входит пулеметно-пушечный комплекс, ракеты для ликвидации танков «Штурм», авиабомбы и ряд других установок. В первый раз геликоптер применили в рамках вооруженного конфликта в Афганистане. Там ему даже придумали кличку «Крокодил», что объяснялось особенностями внешности и характерной расцветкой. На протяжении многих лет Ми-24 неоднократно спасали десантные войска и пехоту, поэтому сейчас сложно переоценить их значение. Вдобавок эти машины очень маневренные, динамичные и надежно защищенные от любых внешних воздействий.
Помимо афганской войны, Ми-24 эксплуатировался и в прочих специальных операциях и горячих точках по всей планете. Независимо от условий применения, он всегда показывал исключительные качества и потенциал, в том числе рекордную живучесть и надежность.
В роли силового агрегата в Ми-24 использовалось два двигателя ТВЗ-117 суммарной мощностью 4400 л. с.. Параметры грузоподъемности составляли 2400 кг, а взлетной массы – 11 500 кг. На одной заправке вертолет смог преодолеть до 450 км, тогда как перегоночная дальность достигает 1000 км.
2. Ка-52 «Аллигатор»
Ка-52 «Аллигатор» стал достойным конкурентом Ми-28/ Фото: aviarf.ru
Пополняет нашу подборку один из самых опасных и эффективных ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Его создали еще в Советском Союзе на заводе Камова. В отличие от коллег из КЮ Миля, создатели этой «птички» сделали акцент на выпуске авиатехники для флота, а не для сухопутных подразделений. Кстати, именно в этом геликоптере впервые появилась нестандартная схематика с соосно установленным винтом.
В традиционной конструкции находился хвостовой рулевой винт и базовый несущий. В этом случае два элемента размещались сверху. В результате вертолет стал крупнее по высоте и получил более усовершенствованную конструкцию. При этом его длина сократилась, а эксплуатационные параметры улучшились.
При создании «Аллигатора» конструкторы стремились выпустить достойного конкурента для Ми-28. Они потратили много времени и усилий, показав модель Ка-50 «Черная акула». Именно этот выпуск получил звание красивейшего из летательных аппаратов среди ударных геликоптеров.
Выпущенная модель Ка-50 даже сумела стать лучше Ми-28 и получить огромный спрос в разных странах, поэтому быстро поступила в серийное производство. Но из-за проблем в 90-х годах Ка-50 и Ка-52 были лишены надлежащего финансирования. К слову, хоть вертолет и имел внушительные технические и летные параметры, многие эксперты называли ряд недостатков. Среди них – отсутствие места для размещения штурмана.
Вертолет разрабатывался для выявления и ликвидации бронетехники врага. Один пилот с трудом мог бы решить такие задачи, даже если бы имел надлежащее оснащение. Поэтому военные приняли решение, что в модификации с одним пилотом машина малоэффективна.
Ка-52 имеет прекрасные летные показатели и передовое вооружение/ Фото: topwar.ru
С этой целью они начали разработку более подходящей под такие задачи техники – Ка-52 «Аллигатор». На ранних стадиях модель проектировали как командную и разведывательную машину, а также геликоптер для указания целей перед нанесением ударов по противнику.
Спустя несколько лет количество заявок стало больше, чем число объемов закупок Ми-28. Из-за этого эксперты и военачальники вынуждены были разбираться: а какой вертолет лучше? Во всех случаях применяются практически идентичные узлы и компоненты, но особые превосходства одной модели над другой так и не были выявлены, поэтому власти приняли решение закупать два вертолета.
Ми-28 имеет улучшенную бронезащиту, простую конструкцию на основе Ми-24, а также внушительный запас надежности. На у проекта Камова были другие преимущества над конкурентом, а именно – более высокие летные показатели и передовое оснащение и вооружение. Машину комплектовали пушкой 30 мм с высокой точностью стрельбы, однако с не самым лучшим углом наведения.
Основным вооружением Ка-52 «Аллигатор» стали противотанковые ракеты «Вихрь», способные лететь на сверхзвуковых скоростях. Вертолет может нести на борту 32 такие ракеты в полной загрузке. По умолчанию в вооружение винтокрылой машины входят 16 ПТУР «Вихрь» и два блока неуправляемых ракет. Также заявлена возможность нести ракеты «воздух-воздух» и авиационные бомбы.
В плане летных показателей Ка-52 тоже показал себя хорошо. Ему удается развивать скорость в 300 км/ч (максимальное значение) или 260 км/ч (крейсерский режим). На борту установлено 2 турбоагрегата ВК-2500 сборки ОАО «Климов». Допустимая масса, с которой может взлететь вертолет, составляет 12 200 кг.
Как и предыдущуя модель Ка-50, Ка-52 не поставляли за границу и эксплуатировали только в России. На данный момент на балансе войск РФ есть более 70 «птичек», конкурирующих с АН-64 «Апач».
3. Ми-28
Ми-28 совершил первый полет в 1982 году/ Фото: naked-science.ru
Из-за ряда уникальных качеств и характеристик Ми-28 частенько прозывали «танком». Этот выпуск продолжил успех предыдущей модели, но был лишен грузового отделения. Машину использовали преимущественно для военных действий, что объясняется мощным оборудованием и крутой броней. Первые полеты геликоптер совершил в 1982 году. Ему удалось пройти самые различные тесты и приобрести звание самого топового ударного вертолета, встав в один ряд с еще одной легендой – Ка-50 «Черная акула».
Создавая машину, конструкторы задействовали революционную на то время схему выпуска вертолета, который смог совершать полеты на низкой высоте и огибать линию рельефа, а после быстро находить и уничтожать преграды на своем пути. Ключевой задачей для конструкторов при создании этого вертолета стало усиление бронированной защиты. После оценки боевого опыта вертолета в Афганистане и в других точках по всему миру создатели решили переделать бронезащиту. Особое внимание уделили участкам возле кабины.
Ми-28 может разогнаться до 300 км в час/ Фото: wikipedia.org
Эту часть машины, как и стекло, сделали устойчивой к пулям 12,7-мм калибра или осколочно-фугасным боеприпасам 20 мм. Двигатели аппарата расположены на минимальной дистанции друг от друга, а также имеют тепловые фильтры, что сводит к минимуму вероятность попадания ракеты с автоматическим наведением. Конструкция корпуса и шасси могла спасти жизнь членов экипажа даже при произвольном падении летательного аппарата со скоростью 12 метров в секунду.
За период существования вертолет всячески модернизировали и улучшали. Модификация Ми-28Н под названием «Ночной охотник» была укомплектована продвинутой системой БРЭО для ведения огня в сложных условиях, в том числе и в кромешной темноте. В список бортового оборудования вошла 30-мм пушка 2А42, которую устанавливают на БМП-2. В роли оружия применяются ПТУР «Атака». Кроме того, геликоптер может взять на борт неуправляемое вооружение весом до 2,5 тонн.
По техническим параметрам Ми-28 уверенно составляет конкуренцию ряду американских моделей. Он работает на базе 2700-сильного двигателя ВК-2500-02 и может разгоняться до 300 км/ч, тогда как крейсерская скорость составляет 265 км/ч. На одной заправке вертолет пролетит до 450 км.
Ми-28 успешно применяется в различных боевых операциях по всему миру. В России было произведено более 100 экземпляров. Еще были подписаны контракты на поставки техники в Ирак, Алжир и Египет.
Комментарии (6)