Автомобили, строительство, политика и многое другое. То что заинтересует настоящего мужыка!

3 популярных заблуждения о знаменитых британских пулях «Дум-Дум»

Во второй половине 1860-х годов в Европе началась новая гонка вооружений в сфере ручного стрелкового оружия. В 1866 году в Великобритании приняли на вооружение винтовку Snider-Enfield Mk I под патрон «.577 "Snider-Enfield» с пулей 14.7 мм. В погоне за достижением максимальной скорости и точности поражающего элемента конструкторы додумались до создания небольшой пустоты в головной части. Поначалу эта пустота прикрывалась деревянной пробкой патрона, а спустя некоторое время англичане принялись ее закольцовывать. Пули 14.7 мм показали себя с лучшей стороны. И с этого началось рождение легенды и мифа об устрашающих «Дум-дум».
 

Миф I: британцы в XIX веке вырезали кресты на пулях из-за слабости патронов


 

Патроны были весьма мощными. |Фото: memo-randum.net.Патроны были весьма мощными. |Фото: memo-randum.net.



В 1871 году в британской армии приняли на вооружение винтовку Martini-Henry Mk I под уменьшенный патрон 11.45х60R мм. Сразу после этого возникли опасения, что новая пуля будет куда менее убойной, точной и быстрой. На такие мысли военных наводило в том числе отсутствие той самой пустоты в головной части поражающего элемента. Способ изготовления кустарных экспансивных патронов был хорошо известен еще со времен средневекового огнестрельного оружия. Нужно было вырезать на пуле крестик. Это способствовало «расплющиванию» при попадании в цель. Однако, очень скоро военные убедились, что новый 11.45х60R мм достаточно мощный, а потому никто и никогда никаким крестом эти патроны в британской армии массово не нарезал.
 

Миф II: Сверхмощные «Дум-дум»

Экспансивные патроны не всегда лучше. |Фото: olegvolk.net.

Экспансивные патроны не всегда лучше. |Фото: olegvolk.net.



В индийском арсенале Дум-дум в Кирке в 1896 году действительно был создан новый экспансивный патрон, который получил название «.303 Mk II Special». Предполагалось, что новый боеприпас с экспансивной пулей покажет себя в разы лучше, чем старые боеприпасы к винтовке Martini-Henry. Однако, результат получился смешанным. На короткой дистанции те самые «Дум-дум» действительно оставляли следы устрашающего воздействия на живой организм. Однако, при ведении огня на 350-400 метров и больше, инновационные патроны из Кирке по своему воздействию почти ничем не отличались от штатных «.303 Mk II». В итоге, из соображений рентабельности британский корпус в Индии почти полностью отказался от новых экспансивных боеприпасов.
 

Миф III: британцы регулярно переделывали обычные пули в экспансивные при помощи напильников

Кустарная резка пули всегда плохо кончается. |Фото: guns.ru.

Кустарная резка пули всегда плохо кончается. |Фото: guns.ru.



Достоверно известно лишь об одном случае массовой переделки обычных пуль в экспансивные силами британскими солдата в XIX веке. Прецедент имел место быть во время экспедиции генерал-майора Китченера в Судан в 1898 году. Причем из-за нарушения геометрии заводских боеприпасов боевое применение кустарных патронов для экспедиционного корпуса плохо кончилось… Однако, в тот раз британцы действительно нарезали напильниками кресты на пулях. Делали они это из-за нехватки заводских «Дум-дум». Всего силами 2 800 человек было нарезано почти 3 млн экспансивных патронов. Других известных случаев массовой кустарной переделки на сегодняшний день не известно. Более того, корпус Китченера сам бросил эту затею, когда подошло снабжение с нормальными патронами.
 

Чаще всего пользовались обычными патронами. ¦Фото: ru.kinorium.com.

Чаще всего пользовались обычными патронами. ¦Фото: ru.kinorium.com.


Источник: https://novate.ru/blogs/091222/64900/
Опубликовал:
Теги: военное дело пули дум дум экспансивный патрон экспансивная пуля

Комментарии (16)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Написавший заметку блогер то ли не знал, то ли специально "забыл" указать, что пули дум-дум предназначались для стрельбы по небелому населению колоний или колонизируемых стран Азии и Африки. Как раз при стрельбе с близкого расстояния использование экспансивных боеприпасов оказывалось экономически выгодным: один выстрел - один труп, даже если стрелок неумелый или пьяный. Ведь главным было - не промахнуться пулей дум-дум по человеческой фигуре.
Владимир Бабин
Опять с потолка: "пули дум-дум предназначались для стрельбы по небелому населению колоний"
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, вынужден напомнить Вам простую вещь: если кто-то о чём-то не слышал, из этого вовсе не следует, что данного чего-то не существует. Так, производство пуль дум-дум было организовано отнюдь не в Британии, а в Индии, где весь XIX век имели место волнения местных жителей против британского владычества. Далее, пули дум-дум массово применялись британскими колониальными войсками во время англо-зулусской войны и во время усмирения "боксёрского восстания" в Китае, но ВНЕЗАПНО не во время англо-бурской войны, имевшей место между этими двумя конфликтами - просто потому, что буры-африканеры, т.е. южноафриканские голландские колонисты были БЕЛЫМИ, в отличие от зулусов и китайцев. Я, как историк, эти факты знаю, а вот Вам, судя по Вашему комментарию, слышать об этом не приходилось.
Владимир Бабин
Ну я и говорю, что с потолка...
Ну откуда можно это знать? Ваша фраза: "пули дум-дум предназначались для стрельбы по небелому населению". Ваш второй комментарий говорит о применении, но опять же не о назначении пули. Назовите хоть один ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ источник, который может это доказывать (т.е. что вообще может доказать о назначении пули). Даже слова разработчика об этом, если они были, ничего не доказывают... Такую вещь может доказать только нормативно-правовой документ со словами "разработать пулю для...", не будьте таким простачком, такого документа просто нет, а значит это Ваше предположение (пускай и достаточно убедительное). В данном случае я обращаюсь к Вашей возможности логически рассуждать и только...
Антон Луценко
Владимир Бабин, плюсую Ваш комментарий, ибо Вы вернули мне то, что я прежде адресовал Бузыкину и Ситнянскому! Действительно, мне ни разу не попадался нормативный документ, где директивно прописано предназначение пуль дум-дум именно для стрельбы по небелому населению колоний, так что с формально-логической стороны Вы правы. Но как быть с ПРАКТИКОЙ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННЫХ ПУЛЬ ПРОТИВ НЕБЕЛОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛОНИЙ? Станете ли Вы убеждать меня, что такой практики не было?
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко. Никакого противоречия нет, эти вещи очень часто живут каждый отдельной жизнью. Скорее всего директивного назначения пуль дум-дум нет вообще. Другое дело с образцами очень сложной военной техники. Например, зенитный комплекс С-300 обеими сторонами в СВО применялся кроме всего и по наземным целям, хотя в интернете ссылок по назначению (т.е. что это ЗРК) огромное количество (думаю, что официальных документов мы не увидим из-за секретности)
Игорь Федоренко 
"зенитный комплекс С-300 обеими сторонами в СВО применялся кроме всего и по наземным целям" Ваше впечатление вероятнее всего ошибочно. Ибо создано пропагандой. В реальности в городской застройке свои зенитные ракеты, не попавшие в цель, падают на свои же здания. Давая повод пропаганде заявить, что "это противник обстрелял нас зенитными ракетами".
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, насчёт ЗРК С-300 и секретности Вы, безусловно, правы, как и насчёт документов о назначении пуль дум-дум.
Справедливости ради должен напомнить, что первое в истории боевое применение пулемётов Хайрема Максима вообще было частной инициативой британского генерала Горацио Китченера, купившего за свои деньги 24 эти "дьявольских машинки" для войны в Судане и, согласно воспоминаниям Черчилля, вроде бы сказавшего после битвы при Омдурмане (2 сентября 1898): "Против дикарей эти скорострелки - самое то, но всё-таки хорошо, что они никогда не будут применяться в войнах европейцев друг с другом". Слова генерала британских колониальных войск - не официальный документ, но практику применения определённых видов оружия они всё-таки характеризуют.
Владимир Бабин
Игорь Федоренко. Вполне возможно, что за Вами правда, но очень много ссылок в интернете говорит об обратном, например (кстати это российское СМИ, а не иностранное),
https://www.mk.ru/politics/2022/11/01/obyasnilos-ispolzovanie-rossiey-zenitnykh-raket-s300-po-nazemnym-celyam-na-ukraine.html

более того, в этой статье речь идет, что С-300 изначально испытывалась и по "наземным целям"
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко, Вы приводите цитату (даже в кавычках), а ссылку не даете... Я не поленился и набрал в поисковике "против дикарей эти скорострелки черчилль" и... ничего похожего... Набрал еще "не будут применяться в войнах европейцев друг с другом" и опять ничего...
Что опять с потолка? (мне уже даже неудобно об этом писать)
Антон Луценко
Уважаемый Владимир Бабин, я не виноват в том, что по правилам русского языка в кавычках пишутся не только точные дословные цитаты из источников, но и, например, речь персонажа, даже если передаётся только её общий смысл. Согласен, что фразу о Китченере и пулемётах мне следовало бы набрать примерно так: "...Генерала Горацио Китченера, купившего за свои деньги 24 эти "дьявольские машинки, и, согласно воспоминаниям Черчилля, вроде бы сказавшего после битвы при Омдурмане: дескать, против дикарей..." - и далее по тексту. Так было бы точнее, но я счёл достаточным использование наречия "вроде бы", чтобы было понятно: речь идёт не о точной цитате.
Попробуйте поискать в воспоминаниях Черчилля описание битвы при Омдурмане, не отвлекаясь на мои фразы, - в тексте соответствующей главы наверняка найдёте и общее впечатление британских офицеров от использования пулемётов, и точные слова генерала Китченера.
Я бы с радостью указал Вам соответствующий фрагмент текста, но сейчас не располагаю большим запасом времени - полугодовые контрольные по истории в старших классах вовсю идут.
Владимир Бабин
Уважаемый антон луценко, по поводу поиска, я сделал попытку - ничего не нашел, поэтому считаю, что доказывать свою правоту в данном случае это Ваше дело, а не мое. Понимаю, что времени не хватает...
Антон Луценко
Думаю, после новогодних праздников мы с Вами можем вернуться к этому разговору. Если не секрет, на каком ресурсе Вы нашли текст воспоминаний Черчилля? У меня дома только бумажный вариант, и тот неполный.
Владимир Бабин
Есть прекрасный сайт
http://militera.lib.ru/
Здесь 5 книг У. Черчилля (и одна П. Черчилля, шутка), не знаю, те или не те книги, будем разбираться...
Антон Луценко
Владимир Бабин, спасибо огромное Вам за ссылку на сайт! Подборка Черчилля здесь полнее, чем у меня. Буду читать. Уверен, после новогодних праздников мы с Вами ещё побеседуем в этой ветке комментариев. Удачи Вам!
serge panther 
Страшней портянки оружия нет.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
ДУМ РФ проверит на дозволенность мусульманам «Спутник V» и другие вакцины
ДУМ РФ проверит на дозволенность мусульманам «Спутник V» и другие вакцины
0
Ваши новости 15:30 04 фев 2021
ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 3)
ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 3)
2
Мужской журнал 11:01 03 июн 2018
12 знаменитых красавиц за 40+, которые дадут фору молодым.
12 знаменитых красавиц за 40+, которые дадут фору молодым.
25
Мужской журнал 14:32 28 фев 2018
«Всякий, кто убьет европейца, считается святым». Афганское восстание против британских оккупантов
«Всякий, кто убьет европейца, считается святым». Афганское восстание против британских оккупантов
6
Мужской журнал 07:00 09 мар 2022
5 знаменитых советских автомобилей, которые нынешняя молодёжь уже не знает
5 знаменитых советских автомобилей, которые нынешняя молодёжь уже не знает
10
Авто-Тема 09:37 13 фев 2021
Кровавый альбион
Кровавый альбион
10
Мужской журнал 23:40 24 мар 2018
Топ-4 мировых знаменитых личностей, которые таинственно исчезли
Топ-4 мировых знаменитых личностей, которые таинственно исчезли
9
Мужской журнал 09:01 17 янв 2021
Японские авто в России: три самых популярных марки на сегодня
Японские авто в России: три самых популярных марки на сегодня
0
Авто-Тема 09:34 06 мар 2024
5 популярных уловок недобросовестных полицейских для водителей с детьми
5 популярных уловок недобросовестных полицейских для водителей с детьми
3
Авто-Тема 15:42 16 мар 2023
Автомобили знаменитых марок, которые быстро ржавеют
Автомобили знаменитых марок, которые быстро ржавеют
5
Авто-Тема 12:00 27 ноя 2018
"Кажется, начало маразма": После позора в британских СМИ Успенская показала себя голой русскому читателю
"Кажется, начало маразма": После позора в британских СМИ Успенская показала себя голой русскому читателю
7
Ваши новости 12:46 16 сен 2019
Всё придумано до нас: как избавиться от сорняков на участке способом Менделеева. Больше не придётся гнуть спину
Всё придумано до нас: как избавиться от сорняков на участке способом Менделеева. Больше не придётся гнуть спину
3
Все о работе руками 12:01 15 май 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства